Официальные извинения    2   5074  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   10948  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    450   28253 

Большой спрос на небольшую Македонию

1

Небольшая по территории и населению Македония привлекает в последнее время особое внимание международного сообщества. Она является одной из трех (наряду с Сербией и Боснией и Герцеговиной) новых республик на территории бывшей Югославии, пока еще не вошедших ни в ЕС, ни в НАТО.

После вступления в НАТО Черногории вовлечение западнобалканских государств в орбиту зависимых от США европейских стран близится к завершению. Прием в НАТО Македонии станет знаковым с учетом тех неимоверных усилий, которые были приложены с целью расчистить дорогу для этой страны к евроатлантической интеграции. Предварительно пришлось урегулировать многолетний спор между Македонией и Грецией об официальном названии страны, мешавший ее вступлению в НАТО и ЕС.

Рождение македонского государства после распада югославской федерации было омрачено ухудшением отношений с соседними Болгарией и особенно Грецией. Болгария и раньше не признавала македонцев нацией, считая их болгарами, а македонский язык - диалектом болгарского языка. Эта позиция была подтверждена после провозглашения Македонией независимости, что затрудняло отношения между государствами.

Греция отказала Македонии в праве официально называться именем, которое носила в свое время единая историческая территория до ее раздела на три области (Эгейская, Пиринская и Вардарская Македонии) и их передачи, соответственно, Греции, Болгарии и Югославии. Только в составе СФРЮ отошедшая к ней часть прежней Македонии получила статус республики и сохранила свое историческое название, в то время как в Греции и Болгарии македонцам не было предоставлено даже автономии. Греция не ограничилась возражениями против сохранения за новым государством ее прежнего названия и отказом дать свое согласие на его прием в ООН, но и ввела против него политическое и экономическое эмбарго. В конце концов, новое государство было принято в члены ООН под названием «Бывшая Югославская Республика Македония (БЮРМ)», хотя в македонской Конституции оно именовалось Республикой Македонией.

Как и все европейские постсоциалистические страны, Македония стала ориентироваться на вступление в ЕС и НАТО и проводила подготовительные мероприятия при поддержке этих объединений. Временное и исторически компромиссное название «БЮРМ» не устраивало евроатлантические структуры, настаивавшие на разрешении македонско-греческого спора путем согласования между двумя странами нового официального названия македонского государства. Ни греческая, ни македонская стороны долгое время не хотели идти на компромисс. Ситуация изменилась после того, как в Македонии к власти пришло правительство, согласившееся ради скорейшего вступления в НАТО и ЕС изменить официальное название своего государства. Произошло это после острого и продолжительного политического кризиса, разразившегося в Македонии в 2015 г. и разрешившегося только к середине 2017 г.              

 

Противоречивое внутриполитическое развитие

В отличие от большинства стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), Македония после провозглашения независимости в январе 1992 г. развивалась формально самостоятельно, не будучи членом ни Евросоюза, ни НАТО. Ей пришлось самой нащупывать путь перехода от самоуправленческого социализма к рынку и западной демократии. Небольшая Македония с населением около 2 млн. чел. сумела осуществить глубокую системную трансформацию в условиях длительной внешней изоляции и периодических внутренних межнациональных конфликтов, доходившие до вооруженных столкновений. Провоцировали их обычно жители албанской национальности, получавшие поддержку извне.

Попытки македонского правительства приступить в течение 1999 г. к реализации экономических реформ были заблокированы гуманитарной катастрофой из-за наплыва более 300 тыс. албанских беженцев из Косово после начала натовских бомбардировок Югославии.

Весной и летом 2001 г. произошло резкое обострение межнациональных отношений, вылившееся в постоянные вооруженные стычки и полномасштабные военные действия между албанскими экстремистами и правительственными войсками. Прекратить их удалось только в результате вмешательства НАТО, разместившего в зоне конфликта свой контингент и потребовавшего от македонских властей политических уступок албанской общине.

В августе 2001 г. в г. Охриде между основными партиями страны при международном посредничестве было подписано рамочное соглашение о политическом урегулировании этнического конфликта в Македонии. Главным условием соглашения было внесение изменений в Конституцию, означавших признание законными большинства требований албанских националистов. Военные действия были прекращены, после чего был постепенно восстановлен полицейский контроль на всей территории, которую удерживала подлежащая расформированию Освободительная народная армия (ОНА), состоявшая из албанских боевиков.

В ноябре 2001 г. Собрание Македонии приняло сначала пакет из 15 конституционных поправок, а позднее и полный текст новой Конституции. В ее преамбуле говорится, что Македония является государством македонского народа и граждан, проживающих на ее территории и являющихся частью албанского, турецкого, влашского (валахского), сербского и цыганского народов. Македонский остается основным официальным языком. Вторым официальным, но предназначенным для местного употребления, признается тот язык, на котором в отдельных общинах говорит не менее 20 % населения. Такое условие выполняет только албанский язык. Все исповедуемые в Македонии религии, в том числе ислам, уравниваются в своем статусе с православием. В Основном законе оговорено, что кадровый состав полиции должен быть приведен в соответствие с этническим составом населения. Местные власти получили дополнительные полномочия, в том числе в бюджетных вопросах и при назначениях служащих муниципальной полиции.

В следующее пятилетие страну лихорадили внутриполитические неурядицы, сопровождавшие частую смену у власти политических сил. Новое серьезное обострение политической обстановки произошло в 2004 г. в связи с принятием Собранием Македонии Закона о децентрализации власти и новом территориальном делении страны. Он вызвал острую негативную реакцию со стороны некоторых оппозиционных партий, части интеллигенции и православной церкви, которые увидели в нем попытку раздела страны по этническому признаку, поскольку в регионах с преобладающим неславянским населением местные органы власти переходили под контроль этнических албанцев.

До начала мирового финансово-экономического кризиса и в первые годы проведения антикризисной политики ситуация оставалась в целом спокойной. Этому способствовала стабильность власти, наступившая после избрания в 2009 г. президентом Македонии Георгие Иванова, сохранявшего свой пост до апреля 2019 г. 

В последнее время внутриполитическая ситуация вновь стала обостряться. На очередных парламентских выборах в 2014 г. победила правившая партия Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО – ДПМНЕ), получившая 61 депутатский мандат из 120. Оппозиция в лице Социал-демократического союза Македонии (СДСМ), завоевавшая всего 34 мандата, начала атаку на сформированное по итогам выборов правительство Николы Груевски, обвинив его в коррупции и некомпетентности. Политический кризис усилился с весны 2015 г., когда оппозиционные депутаты покинули Собрание Македонии и организовали массовые уличные протесты против правящей партии и премьера.    

В середине 2015 г. оппозиция выдвинула требование о проведении досрочных выборов в парламент, с которым была вынуждена согласиться и правящая партия. Но провести эти выборы оказалось непросто в условиях разгоревшегося противостояния между противоборствующими силами.

Оппозиция объявила о бойкоте назначенных на апрель 2016 г. выборов, так как страна, по ее мнению, поддержанному ЕС и США, была еще к ним не готова. Выборы были перенесены на 5 июня, а затем отложены на неопределенный срок. В октябре 2016 г. депутаты Собрания Македонии единогласно проголосовали за самороспуск, после чего парламентские выборы были назначены на 11 декабря 2016 г., когда они, наконец, состоялись. 

На них вновь победила партия ВМРО – ДПМНЕ, получившая 51 место в парламенте. Оппозиционный СДСМ отстал на 2 процентных пункта и приобрел 49 депутатских мандатов. 20 мест в парламенте заняли партии этнических албанцев.

СДСМ во главе с Зораном Заевым удалось создать с депутатами от трех албанских партий коалицию, которая, имея большинство в 66 мандатов, заблокировала законное намерение президента поручить формирование нового правительства руководителю победившей партии. По инициативе коалиции были проведены антипрезидентские демонстрации, вызванные сообщениями о прослушке телефонных разговоров политиков и сотрудников спецслужб.

27 апреля 2017 г. оппозиционная коалиция в обход установленного законом порядка организовала избрание председателем Собрания этнического албанца Талата Джафери, скандально известного полевого командира антиправительственной Освободительной народной армии. Сообщение об этом вызвало возмущение среди сторонников президента, которые устроили массовые протесты, переросшие в насильственные действия. 

Противодействие проправительственных сил оппозиционному блоку было вызвано опасениями захвата власти в стране этническими албанцами, составляющими примерно треть населения. Возникала реальная опасность раскола страны в условиях, когда в борьбе за власть оппозиция нашла поддержку албанского населения и представляющих его партий. Рвавшийся к власти СДСМ обещал придать албанскому языку статус второго государственного наравне с македонским языком и пойти на федерализацию страны по национальному признаку. Антипрезидентская и антиславянская позиция иностранных сил, стремившихся решить обостряющуюся национальную проблему в пользу албанского меньшинства, объяснялась неприятием пророссийской ориентации руководства страны и стремлением окончательно втянуть Македонию в Евросоюз и НАТО.

Президент Г. Иванов призвал лидеров всех крупных партий найти мирный выход из ситуации. МИД России призвал прекратить внешнее давление и позволить ответственным политическими силам самой Македонии определить путь развития страны.

В течение нескольких месяцев после парламентских выборов не удавалось сформировать новое правительство. Шло острое противостояние между славянскими и проалбанскими силами, объединившимися на так называемой «албанской платформе». Брюссель и Вашингтон оказывали давление на президента Г. Иванова, требуя отдать мандат на формирование правительства лидеру СДСМ З. Заеву, которого поддерживала созданная им коалиция. Президент же требовал гарантий неизменности конституционного устройства страны, единства и целостности государства. Новоизбранный спикер парламента Т. Джафери заявил о возможности формирования правительства решением парламентского большинства – без учета мнения президента.

Президент Г. Иванов вручил 17 мая 2017 г. З. Заеву мандат на формирование правительства после того, как лидер СДСМ официально передал главе государства гарантии своей приверженности суверенитету и территориальной целостности страны, а также действующей Конституции, как того требовал президент [6].

Новое македонское правительство объявило о стремлении как можно скорее интегрировать страну в евроатлантические структуры и с этой целью согласилось на компромисс с Грецией по вопросу об изменении официального названия своего государства.  В стремлении скорее устранить это формальное препятствие на пути к евроинтеграции  премьер З. Заев вышел с инициативой предложить на выбор несколько уточняющих названий своего государства (Верхняя, Северная, Вардарская, Новая Македония) и в случае согласия Греции с одним из них утвердить его на общемакедонском референдуме. 12 июня 2018 г. было официально объявлено, что стороны согласовали новое название государства – Республика Северная Македония. В проведенном 30 сентября 2018 г. референдуме об одобрении Пресланского соглашения с Грецией 91,5% участвовавших в нем македонцев высказались за переименование своего государства как условие его принятия в НАТО и Евросоюз.

Но свою волю высказали только около 37% имевших право участвовать в референдуме, в то время как остальные в большинстве своем бойкотировали опрос из-за несогласия с предложенным названием. Так как по закону успешным референдум считается только в случае участия в нем более половины жителей с правом голоса, официально он был признан несостоявшимся. Тем не менее, с учетом позитивной оценки итогов референдума руководством НАТО и ЕС, этот вопрос был в октябре 2018 г. вынесен на голосование в парламенте. Благодаря подкупу и прямому давлению на депутатов удалось обеспечить принятие решения о лоббировавшемся правительством новом названии государства. 11 января 2019 г. македонский парламент принял поправку к Конституции, узаконившую новое название государства – Республика Северная Македония. Тем самым был разблокирован процесс приема страны в НАТО и Европейский союз.  

Смена власти завершилась 5 мая 2019 г., когда новым македонским президентом был избран член СДСМ Стево Пендеревски. Побеждавший на выборах в 2009 и 2014 гг. Г. Иванов не имел права выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Проигравший ему на президентских выборах в 2014 г. С. Пендеревски набрал в первом туре последних выборов наибольшее число голосов (42,81%) и во втором туре победил, получив 51,66% голосов при явке 46,7% избирателей [7].

Принадлежность к одной политической партии президента и премьера при их поддержке коалицией, имеющей большинство в парламенте, способно обеспечить стабильность внутриполитического развития страны и гарантирует евроатлантический вектор ее внешней политики. 

 

Неравномерный экономический рост

Македония, занимающая одно из последних мест среди стран Центрально-Восточной Европы по уровню экономической развитости, находится в этом статусе на протяжении более четверти века существования как независимого государства. Неизменно оставаясь на одной из нижних ступенек сравнительного рейтинга, эта страна, тем не менее, постепенно продвигалась по пути подъема экономики и уровня жизни. Причем достигала она этого вопреки неблагоприятным внутриполитическим и международным обстоятельствам.

Сравнительно высокие, хотя и неустойчивые, темпы экономического роста сменились в 2009 г. кризисным спадом, преодоленным в последующие два года, после чего в 2012 г. наступила рецессия. В следующие три года рост ВВП возобновился возраставшими темпами, которые, однако,  замедлились в 2016 г., а в 2017-м сошли на нет (табл. 1).

                                                                                                Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей СМ за 2008-2018 гг.

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

ВВП

5,5

-0,4

3,4

2,3

-0,5

2,9

3,6

3,9

2,8

0,2

2,7

Инф.

8,3

-0,8

1,6

3,9

3,3

2,8

-0,3

-0,3

-0,2

1,4

1,5

М4

11,8

5,7

12,1

9,5

4,4

5,2

10,6

6,9

6,2

5,1

11,8

Безр

33,8

32,2

32,1

31,4

31,0

29,0

28,0

26,1

23,7

22,4

20,7

Кред

34,4

3,5

7,0

8,4

5,6

6,6

10,0

9,6

6,5

5,4

7,3

Депо

8,9

17,8

12,8

9,1

14,4

5,4

10,5

6,4

6,1

2,0

12,1

Бюдж

-0,9

-2,6

-2,4

-2,5

-3,8

-3,8

-4,2

-3,5

-2,7

-2,7

-1,8

Г. д.

23,0

26,2

27,2

32,0

38,3

40,3

45,8

46,6

48,8

47,8

48,5

В. зад

48,8

55,9

57,8

64,2

68,2

64,0

70,0

69,4

74,2

73,2

73,7

Расшифровка наименований: ВВП – прирост/снижение в % к предыдущему году; Инф – динамика инфляции в % к предыдущему году; М4 – прирост денежной  массы М4 в % к предыдущему году; Безр – норма безработицы в % к активному населению; Кред – прирост банковских кредитов в % к предыдущему году; Депо - прирост депозитов в банках в % к предыдущему году; Бюдж – бюджетный дефицит в % к ВВП; Г. д. – государственный долг в % к ВВП; В. зад – валовая  внешняя задолженность страны в % к ВВП.

Источник: Годишен извештаj за 2018 година. НБРСМ. Cкопjе. Април 2019 година. С. 9.

 

В период послекризисного восстановления 2013-2016 гг. ежегодный прирост македонского ВВП составлял в среднем более 3%, что может считаться солидным результатом на фоне более скромных общеевропейских показателей. Тем неожиданней оказалась экономическая стагнация в 2017 г. Она объясняется в основном обострением политического кризиса. В 2018 г. экономика постепенно стала восстанавливаться. Прирост ВВП составил 0,9% в I кв., ускорился  во II кв. до 3%, продолжился тем же темпом в III кв. и завершился в IV кв. на уровне 3,7% в сравнении с соответствующими кварталами предыдущего года [1. С. 19]. Годовой прирост ВВП составил 2,7%.                                                

Локомотивами экономического роста явились в 2018 г. промышленность, торговля, общественное питание, транспорт и иностранный туризм. Прирост промышленной продукции произошел во всех отраслях, особенно в производстве машин и оборудования. Это касалось как иностранных предприятий в особых зонах, так и традиционных производств. Только объем строительства продолжал сокращаться и проявил признаки роста только в последнем квартале года.

С точки зрения спроса позитивное влияние на экономическую динамику оказывала внешняя торговля, в первую очередь экспорт товаров, который увеличился за год на 17% при более медленном росте импорта на 12,4%.

Внутренний спрос также вырос благодаря увеличению заработных плат, пенсий, потребительских кредитов, денежных переводов из-за границы от трудовых мигрантов и импорту товаров ширпотреба. Показателем этого служит годовой рост товарооборота в розничной торговле на 8%.

Реальная зарплата с поправкой на инфляцию, составившую за год 1,5%, выросла на 3,3%. С сентября 2017 г. минимальная зарплата по решению правительства была повышена до 17300 денаров, или с 10 тыс. до 12 тыс. после уплаты налогов. С 22 сентября 2018 г. были увеличены заработки работников детских садов, школ и больниц. 

В инвестиционной сфере произошел рост долгосрочного кредитования предприятий, увеличился импорт инвестиционных товаров. В то же время госинвестиции, имеющие в Македонии огромное значение, сильно сократились.  

Улучшилась ситуация в кредитной сфере. Депозиты в банках выросли на 12,1%  в основном благодаря вкладам предприятий, в меньшей степени - от частных лиц. Объем банковских кредитов увеличился на 7,3%, в основном благодаря усилению кредитования домохозяйств. Доля сомнительных кредитов сократилась до 5,2% от их объема.

Продолжал снижаться дефицит госбюджета, составивший 1,8% ВВП против 2,7% в 2017 г. Финансировался он за счет выпуска еврооблигаций и частично путем внутренних займов. В начале года был выпущен новый транш еврооблигаций на сумму 500 млн евро сроком на 7 лет с доходностью 2,75%. Государственный долг на конец года составлял 5202 млн евро, или 48,5% ВВП, в том числе на внешнюю задолженность приходилось 33,4% общего объема госдолга.

Дефицит платежного баланса уменьшился с 1% в 2017 г. до 0,3%. Необходимость покрывать хоть и снижающиеся дефициты бюджета и текущего счета платежного баланса привела к увеличению внешних заимствований. Внешний валовой долг страны составил на конец года 7907,5 млн евро, или 73,7% ВВП, чистый долг – 2647,1 млн евро (29,7% ВВП). Государственный внешний долг вырос на 2,9% и достиг 3958,5 млн евро. Международная платежеспособность страны гарантируется валютными резервами, составившими на конец 2017 г. 2577,6 млн евро [3. С. 5]. В 2018 г. нацбанк продолжал скупать иностранную валюту, в результате чего объем резервов увеличился до 2867 млн евро.  

Произошедший в 2017 г. сбой в поступательном движении македонской экономики не умаляет достигнутые прежде результаты и не снижает интереса к изучению принимавшихся в Македонии мер, обеспечивших послекризисное возобновление роста ВВП и улучшение жизни граждан в непростых внутренних и внешних условиях.

 

Роль специальных зон для иностранных инвесторов

Говоря о путях достижения в Македонии неплохих результатов в посткризисные годы, необходимо указать на совершенный в этом государстве маневр в области промышленного развития. Состоял он в создании специальных зон технологического и индустриального развития и успешном привлечении в них иностранных инвесторов, построивших там предприятия для производства и экспорта высокотехнологичной продукции. Успех преобразований обязан не только дешевизне рабочей силы, но и целенаправленной политике правительства.

Закон о зонах технологического и индустриального развития (ЗТИР) был принят в 2007 г. для привлечения прямых иностранных инвестиций. Для них устанавливался на 10 лет льготный режим налогообложения (более низкие ставки налога на прибыль и социальных отчислений в государственный бюджет), пониженные таможенные пошлины, право брать землю в аренду сроком на 99 лет, свободный доступ к инфраструктурным сетям, возможность получать субсидии на строительство промышленных объектов, подготовку персонала и на расширение деятельности [2].

За короткий срок были открыты построенные иностранными собственниками предприятия по производству предназначенных для экспорта изделий автомобилестроения, электрооборудования, химической и швейной промышленности. Функционирование ЗТИР можно проследить на примере автомобильного кластера, объединяющего компании, производящие автомобили и их составные компоненты, исследовательские центры и факультет механического и технического инжиниринга Университета г. Скопье. Первым иностранным инвестором стала компания Johnson Controls, открывшая в ЗТИР Бунарджик производство компонентов для системы зажигания и обивки кресел, а затем подключились около двух десятков иностранных компаний. Примерно 80% из них относятся к автомобилестроению, где занято около 13 тыс. работников. С иностранными компаниями сотрудничают около 500 отечественных фирм, поставляя им сырье и материалы и оказывая разные услуги.

Рекордный приток ПИИ пришелся на предкризисные 2006-2008 гг., когда еще не было специальных зон, но в мире существовал исключительно благоприятный режим иностранных заимствований. После резкого падения в 2009-2010 гг., более чем двукратного увеличения в 2011-м и трехкратного сокращения в 2012-м прилив ПИИ нормализовался на уровне 200-250 млн евро в год. В общей сложности за 2005-2015 гг. в Македонию поступило 3,3 млрд евро прямых иностранных инвестиций, совокупный объем которых на конец 2015 г. составил 4,4 млрд евро.  К началу 2019 г. объем ПИИ вырос до 4,9% ВВП.

Из общего количества ПИИ 35,5% вложено в производственную деятельность и 47,9% в сферу услуг. Меньше всего вложений ПИИ получили сельское хозяйство и сфера развлечений и отдыха. Столь же мизерная доля приходится на научно-технические разработки, что свидетельствует о нежелании иностранных инвесторов развивать местный потенциал исследований и развития. Наибольшие по объему вложения получили финансовая сфера и торговля. Третье и четвертое места заняли автомобилестроение и металлообработка. 

Поскольку главным предназначением специальных зон было расширение производства экспортной продукции, этот проект мог стать удачным только при условии существенного расширения македонского экспорта и всей внешней торговли, для чего была необходима благоприятная международная конъюнктура. Благодаря притоку ПИИ и построенным с их помощью и ориентированным на экспорт промышленным предприятиям значительно выросли масштабы македонской внешней торговли. За 2006-2015 гг. объем экспорта увеличился в 2,5 раза, потянув за собой соответствующий импорт сырьевых и промежуточных изделий, а также обеспечивающую внешнеторговую деятельность сферу услуг. Внешняя торговля стала важнейшим фактором, способствовавшим в послекризисный период экономическому росту в Македонии.

В последние годы экспорт увеличивался в основном благодаря продажам продукции обрабатывающей промышленности (машин и транспортных средств, химической продукции), а также руды, железа, стали, электроэнергии при уменьшении вывоза продовольствия. В импорте росла доля сырья и полуфабрикатов для обрабатывающей промышленности, а также необходимых для нее машин и оборудования.

                                                                                       Таблица 2

Динамика внешней торговли Македонии в 2014-2018 гг.

 

2014

2015

2016

2017

2018

Экспорт (%)

15,8

9,1

5,9

15,7

17,0

Импорт (%)

10,5

5,4

5,3

11,8

12,4

Дефицит (в % от ВВП)

20,5

18,9

18,0

17,8

Источник: Наjнови макроекономски показатели. Преглед тековната состоjба. Скопjе. НБРМ. Февруари 2018. С. 5; Годишен извештаj за 2018 година. НБРСМ. Cкопjе. Април 2019 година. С. 9.

 

Экспорт промышленной продукции осуществляют в основном предприятия четырех отраслей, работающих почти полностью на внешний рынок. Фактически отсутствует импортозамещение и существует опасность обрушения экспорта в случае ухудшения внешнеторговой конъюнктуры, замедления роста в странах-партнерах и ухода из Македонии иностранных инвесторов в поисках более благоприятных условий для бизнеса.

 

Меры по борьбе с безработицей

Несомненным достижением последних лет стало сокращение численности безработных. Для независимой Македонии всегда была характерна высокая безработица, доходившая до половины трудоспособного населения. В послекризисные годы она составляла в среднем 32%. Особенно высока безработица среди молодежи и велика доля лиц, не занятых длительное время.

Принимаемые правительством меры делятся на активные и пассивные. Активные меры способствуют расширению возможностей для безработных получить рабочее место (экономическая цель) и содействуют решению проблем, связанных с высоким уровнем безработицы (социальная цель). Пассивные меры направлены на смягчение жизненных трудностей и предусматривают выплату пособий по безработице и социальных  трансфертов для малоимущих из бюджета.

Результативность активных мер по борьбе с безработицей зависит не только от их масштаба и вложенных средств, но и от степени их проработки и действенной реализации. В Македонии были разработаны и выполняются следующие три вида программ: 1) повышение профессионального уровня ищущих работу; 2) увеличение числа рабочих мест (стимулирование самозанятости и ремесленничества, финансовая поддержка малого и среднего бизнеса); 3) организация общественных работ и субвенционирование освоения государственных сельхозугодий. Меры сфокусированы на лицах моложе 29 лет, получающих пособия по безработице, безработных в возрасте 30-49 лет, студентах и тех, кто повышает свой профессиональный уровень, на получающих социальную помощь, детях-сиротах, жертвах семейного насилия, бездомных, одиноких и многодетных родителей, освободившихся из заключения лиц, цыган [4. С. 38].

Занятость увеличивалась в последние годы в среднем на 2-3% в год в основном в обрабатывающей промышленности и сфере услуг (в оптовой и розничной торговле, в государственном управлении, социальном обеспечении, а также обороне). В меньшей степени повысилась численность занятых в промышленности и строительстве, а в сельском хозяйстве продолжалось ее снижение. Безработица уменьшилась с 28% в 2014 г. до менее 20% в 2018-м.

Несмотря на краткосрочную стагнацию в 2017 г., экономическое и социальное положение в Македонии остается стабильным. В отличие от многих европейских стран, вынужденных проводить политику строгой экономии и срочно решать проблему внешней задолженности, македонская экономика пока не испытывает таких трудностей, а население не ощущает серьезного ухудшения своего положения.

В надежде на улучшение международной конъюнктуры македонские аналитики дают оптимистические прогнозы социально-экономического развития страны . Они указывают на такие преимущества Македонии, как низкие налоги, квалифицированная и дешевая рабочая сила и растущий экспортоориентированный сектор. Тем не менее, реальность этих прогнозов будет во многом зависеть от внешних факторов.

 

Российско-македонские отношения

Отношения России с Македонией находятся в последние годы под влиянием переориентации последней на евроатлантические структуры. Хотя курс на присоединение к ЕС и НАТО был провозглашен сразу после получения независимости, сменявшие друг друга правительства по-разному видели пути и сроки достижения этой цели. Они осознавали объективные трудности, не позволявшие стране надеяться на ее скорейшее принятие в эти организации в качестве полноправного члена и ориентировались на длительную подготовительную работу. Македония принимала меры по приспособлению своего законодательства к общеевропейским требованиям и получала значительную предвступительную финансовую и иную помощь.

Это не мешало македонцам иметь дружеские отношения с Россией, позволявшие пользоваться преимуществами исторически сложившихся торговых и производственных связей, благожелательным отношением российского руководства и взаимными симпатиями народов двух стран. 

Россия постоянно оказывала дипломатическую и политическую поддержку Македонии, руководство которой  проявляло должное дружелюбие и отказывалось участвовать в антироссийских санкциях Запада. Тем не менее сложный международный контекст воздействовал и на российско-македонские отношения, испытывавшие периодические трудности.

После временного перерыва двусторонние контакты на высшем уровне были возобновлены 24 мая 2017 г. на встрече президента России В. Путина с президентом Македонии Г. Ивановым, прибывшим в Москву с рабочим визитом для участия в церемонии вручении ему премии Международного общественного фонда единства православных народов имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Встреча состоялась в День славянской письменности, что было с удовлетворением отмечено обоими президентами. Главы двух государств обсудили пути дальнейшего развития двустороннего сотрудничества и обменялись мнениями по актуальной региональной тематике. Поскольку встреча состоялась в период разгара длительного внутриполитического кризиса в Македонии, президент В. Путин пожелал успехов своему македонскому коллеге в деле окончательного разрешения кризисной ситуации демократическими способами в соответствии с Конституцией страны.

Российско-македонские экономические связи выстраивались в основном на традиционных основах классической внешней торговли и оказания содействия российскими организациями в реконструкции и модернизации ряда производственных объектов, построенных на территории Македонии при финансовой и технической поддержке СССР. Новым моментом можно считать приобретение ряда македонских приватизируемых предприятий российскими инвесторами и вложение ими средств в их модернизацию.

Российские «Силовые машины», «Газпром», «ЛУКОЙЛ» осуществили модернизацию нескольких крупных ТЭС и ввод в эксплуатацию ряда новых мощностей электро- и теплогенерации, газораспределительных сетей, заправочных станций. Созданы совместные предприятия с участием российского капитала (компании «ТЕ-ТО», «Гришко», «Протек»), успешно работают перешедшие в собственность российских инвесторов горнообогатительные рудники цветных металлов «Саса», «Бучим», «Злетово» и другие.

Несмотря на выгоду от такого сотрудничества, македонские власти в послекризисный период стали все сильнее ориентироваться на привлечение западных инвесторов для налаживания выпуска современной промышленной продукции и ее преимущественного экспорта. Структура македонской промышленности начала меняться в сторону сокращения доли горнодобывающих отраслей и энергетического сектора, являвшихся главным поприщем сотрудничества с Россией и обеспечивавших рост взаимной торговли. Интерес к такому сотрудничеству упал в последние годы, что подтверждают данные о сокращении и стагнации российско-македонского товарооборота (табл. 3). 

                                                                                     Таблица 3

Торговля Македонии с Россией в 2015-2017 гг. (в млн евро)

 

2015

2016

2017

2018

Экспорт

31,71

44,39

47,83

31,01

Импорт

139,28

129,63

133,36

111,06

Товарооборот

170,98

174,02

181,19

142,07

Источник: Статистика. Надворешно-трговска размена. Годишни подаци. Извоз и увоз по земjи. 1990-2018. 

 

В 2012-2018 гг. произошли существенные перемены в динамике взаимной торговли, связанные не только с волатильностью мировых цен на энергоносители и сырье. Взаимный товарооборот сократился в 2014 г. почти в 4 раза против уровня 2011-го. В 2015-2016 гг. восстановления прежнего уровня торговли не произошло, хотя резкое падение сменилось медленным увеличением македонского экспорта при продолжившемся сокращении импорта из России. Товарооборот в целом повысился всего на 4% в 2015 г. и менее чем на 2% в 2016-м. В 2017 г. выросли объемы как экспорта (на 8%), так и импорта (на 3%), а также совокупной торговли товарами (на 4%). Однако в 2018 г. вновь произошел существенный спад товарооборота сразу на 21,6%, в том числе экспорта не только России (-16,7%), но, неожиданно, и Македонии, сократившегося более чем на треть (-35,2%) и прервавшего свой поступательный рост последних лет.  

Эти неблагоприятные изменения носят долгосрочный характер и требуют не чрезвычайных, а стратегических решений. Отсутствием соответствующих предложений объясняется инертность в работе российско-македонской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), сессии которой не проводились с сентября 2014 г., когда состоялось ее VIII заседание. 

Тем не менее, успешно развивались торгово-экономические связи Македонии с отдельными субъектами Российской Федерации. Такое сотрудничество осуществляют 27 областей и крупных городов России. Лидерами по стоимости товарооборота с РСМ являются Нижегородская область, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Брянская и Свердловская области. Они экспортируют изделия машиностроения, бумагу и картон, черные металлы, химическую продукцию. Импортируются преимущественно продовольственные товары, текстиль и швейные изделия, продукция химической промышленности и машиностроения [5]. Возможно, сокращение импорта македонских товаров в 2018 г. связано с финансово-экономическими трудностями в российских регионах.

Для активизации сотрудничества российская сторона предложила Македонии создать постоянный механизм поддержки инвестиционных проектов как в Республике Северной Македонии, так и в Российской Федерации, а также координации взаимодействия российских и македонских инвесторов с органами исполнительной власти двух государств.

                                       *     *     * 

Специфика Македонии состоит в зависимости от внутриполитической ситуации, которая неустойчива в силу межнациональных конфликтов и бескомпромиссной борьбы за власть. Дело осложняется также постоянным внешним вмешательством.

Политические неурядицы негативно сказываются на состоянии  экономики, которая испытывает также негативное воздействие мирохозяйственных процессов, в особенности конъюнктуры на европейских рынках.

Эти обстоятельства сказываются и на российско-македонском сотрудничестве. Динамика взаимной торговли во многом зависит и от изменений в экономической политике обоих государств. Именно этим объясняется устойчивое сокращение объемов македонского импорта из России, происходящее часто независимо от ценовых колебаний. Македония сейчас заинтересована в импорте полуфабрикатов для обрабатывающей промышленности в большей мере, чем в импорте сырья и оборудования для металлургии и энергетики, на чем специализируются российские экспортеры. Это создает новую ситуацию во взаимном сотрудничестве, на которую необходимо должным образом реагировать.

 

Литература

 

1. Годишен извештаj за 2018 година. НБРСМ. Скопjе. Април 2019.  С. 19.

2. Mojsovska Silvana. The impact of foreign direct investment 0n the Macedonian foreign trade // Economic Development. Skopje. N 1-2/20017. P. 35-48.

3. Наjнови макроекономски показатели. Преглед тековната состоjба. Скопjе. НБРМ. Февруари 2018. С. 5.

4. НБРМ. Квартален извештаj. Jануари 2014. С. 38.

5. http://minregion.ru

6. https://regnum.ru/news/polit/2276241.html

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Президентские выборы в Северной Македонии (2019). 12.05.2019.

 

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha