Официальные извинения    1   719  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    88   3292  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    319   9436 

Послевыборная Киргизия – мирная передача власти?

Президентские выборы в Киргизии и их итоги

15 октября 2017 г. в Киргизской республике состоялись очередные президентские выборы, на которых убедительную победу одержал бывший премьер-министр страны Сооронбай Жээнбеков, который стал пятым президентом КР. Не секрет, что постсоветская история этой  страны не отличалась стабильностью. В годы правления первого президента Аскара Акаева Киргизия создала на Западе имидж «последнего островка демократии в Центральной Азии». Но это не уберегло республику от системного кризиса, который спровоцировали экономические и социальные проблемы, бездарное госуправление, межэтнические и межрегиональные противоречия. 

В 2005 г. в результате так называемой «революции тюльпанов» был отстранен от власти А. Акаев (его дочь Бермет даже окрестила «цветами зла» тюльпаны, ставшие символами революции). В апреле 2010 г. последовал новый революционный взрыв («дынная революция»): ее итогом явилось свержение К. Бакиева, ставшего президентом после смещения А. Акаева и нашедшего затем пристанище в Белоруссии. Летом 2010 г. на юге страны произошли кровавые межэтнические столкновения (имевшие место и в ходе «революции тюльпанов»). Все это н отличает революционные события в Киргизии от прошедших ранее «цветных революций» – «роз» 2003 г. в Грузии и «оранжевой» 2004 г. на Украине, которые были почти бескровными [ 17]. 

Произошли существенные изменения и в политико-правовой системе Киргизии. 27 апреля 2010 г. на общереспубликанском референдуме была принята новая Конституция, которая установила строй парламентской республики [12]. Значительный объем полномочий перешел от президента к парламенту и правительству. В переходный период руководство Временным правительством республики приняла на себя Роза Отунбаева, являвшаяся главой парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии и ставшая одним из лидеров «дынной революции» 2010 г. На президентских выборах в 2011 г. с большим отрывом победу одержал премьер-министр  Алмазбек Атамбаев, который занимал президентский пост до конца 2017 г.. Согласно ст. 61 Конституции КР президент избирается на 6 лет, но одно и то же лицо не может занимать этот пост дважды [12]. 

Итоги президентства А. Атамбаева в целом оказались достаточно положительными, хотя он не смог решить многие социальные и экономические проблемы. Но страна избежала новых революционных переворотов и этнических столкновений. Кроме того, А. Атамбаев стал первым в Средней Азии президентом, покинувшим в конституционном порядке свой пост. Тем самым Киргизия подтвердила право называться «островом демократии» в ряду авторитарных режимов Средней Азии (СА) [16]. 

В канун президентских выборов 2017 г. определились два фаворита – бывший премьер-министр, кандидат от правящей Социал-демократической партии (СДПК) С. Жээнбеков и лидер парламентской фракции «Республика – Ата-Журт» («Республика – Отечество») О. Бабанов. Их шансы были примерно равны. А. Атамбаев незадолго до выборов совершил спешный визит в Москву, но явной поддержки ни одному из кандидатов официальные российские власти не высказали. Предвыборная борьба не обошлась без скандалов. Их внешним проявлением стал конфликт КР и Республики Казахстан (РК): Бишкек официально обвинил Астану в поддержке оппозиционного кандидата О. Бабанова, личную встречу с которым 19 сентября 2017 г. провел президент РК Н. Назарбаев. 

В начале октября 2017 г. с обвинениями в адрес своего коллеги выступил президент КР А. Атамбаев, который обвинил Казахстан во вмешательстве в киргизские выборы. Конфликт перерос во взаимные оскорбления высших должностных лиц республик и перекрытие на некоторое время границы, что грозило и целостности всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого были и Казахстан, и Киргизия [8]. А. Атамбаев, который был еще действующим президентом, выступил даже с официальным обращением в ЕАЭС и ВТО по поводу ситуации на киргизско-казахстанской границе. Кризис был завершен только во второй половине декабря 2017 г., уже после вступления в должность С. Жээнбекова.

Проявлением нарастающего на фоне набиравшей обороты предвыборной борьбы кризиса стал арест 30 сентября 2017 г. Госкомитетом по национальной безопасности КР депутата Жогорку Кенеша (Верховного Совета – парламента КР) К. Исаева. Его обвинили в том, что он передавал значительные деньги представителям криминалитета для организации массовых протестов и беспорядков в случае поражения оппозиционного кандидата О. Бабанова (сам О. Бабанов эти обвинения отверг, настаивая, что все это попытка властей и действующего президента А. Атамбаева привести к власти своего ставленника С. Жээнбекова). Звучали обвинения и в адрес самого С. Жээнбекова, занимавшего ранее пост губернатора Ошской области, и его брата А. Жээнбекова: на них возлагали вину в развязывании кровавых беспорядков на юге республики в 2010 г. Власти Киргизии обвинялись также в поддержке распространения в республике идей проживающего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, общества которого, запрещенные во многих странах, достаточно вольготно чувствовали себя в Киргизии. В связи с этим выдвигались даже прогнозы, что в случае поражения С. Жээнбекова власти прибегнут к силовому сценарию, который будет сопровождаться арестом недовольных и введением в стране чрезвычайного положения [4]. Но выборы завершились победой С. Жээнбекова, набравшего  920620 голосов избирателей (54,22%). О. Бабанов значительно отстал, получив 568665 голосов (33,49%) [7]. 

24 ноября 2017 г. новый президент официально вступил в должностьы. Свой первый визит С. Жээнбеков ожидаемо совершил в Москву. Отношения с Россией он определил в качестве главного внешнеполитического приоритета: «Россия есть и будет основным стратегическим партнером… В последние годы отношения с Россией динамично развиваются, и я буду прилагать усилия для дальнейшего укрепления данного курса» [26].

Не оправдались пессимистичные прогнозы, которые делались на протяжении всего 2017 г. и связывались с возможной дестабилизацией ситуации в республике в ходе выборов и по их завершению. Выборы показали, что Киргизия не является «несостоявшимся государством», как часто называли ее до этого в ряде медиа [10, 22].  

Через некоторое время после вступления в должность С. Жээнбекова надежды на развитие отношений выразили и в госдепартаменте США. Первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Э. Уэллс заявила: «Мы приветствовали факт мирных и организованных президентских выборов… За последние 26 лет США вложили около 2 миллиардов долларов в успех Киргизии, в процессы демократии и экономического развития, и мы хотели бы видеть эту страну успешной… От будущего развития Киргизии зависит будущее региона в целом» [3]. 

Напомним, что отношения между Бишкеком и Вашингтоном серьезно осложнились в 2015 г., и связано это было не только с выводом из Киргизии еще в 2014 г. под давлением президента А. Атамбаева Центра транзитных перевозок (а фактически военной базы США) в аэропорту Манас. В середине 2015 г. госдепартамент США вручил премию за защиту прав человека А. Аскарову, пожизненно осужденному за участие в массовых беспорядках на юге Киргизии в июне 2010 г., и пС присудил ему звание «Защитник прав человека», мотивируя это тем, что каждый год это ведомство награждает определенное количество людей за выступления в защиту прав человека [9]. В ответ Бишкек разорвал подписанное в 1993 г. двустороннее соглашение о сотрудничестве между КР и США. В октябре 2015 г. в ходе визита в Киргизию госсекретаря США Дж. Керри было объявлено о плане подготовки нового соглашения о сотрудничестве. Тогда же в Бишкеке было открыто здание нового посольства США, проведены встречи с руководством КР [6]. 

Позитивным в начальный период президентства С. Жээнбекова можно считать тот факт, что страна избежала новых потрясений, межэтнических столкновений, которые там периодически вспыхивали, начиная с так называемой «Ошской резни» 1990 г. Но не все в Киргизии оценивают первые шаги нового президента положительно. Так, оппозиционный политик, бывший депутат парламента Р. Джеенбеков, оценивая первые 100 дней правления нового президента, отмечает: «Жээнбеков себя не проявил как руководитель страны. За это время не произошло в стране никаких важных изменений, начинаний, не звучали даже важные реформаторские заявления. Поэтому говорить об экономическом развитии страны, улучшении социальной ситуации, укрепления положения Киргизии на международной арене пока не приходится» [11].

 

Новый президент пробует силы 

иУсловия развития страны объективно сложны. Предыдущее правительство С. Исакова действовало в духе уже сложившейся в республике линии поиска инвесторов для привлечения денег. Так, оно активно пыталось продать компанию сотового оператора «Мегаком» и отдать два главных аэропорта республики – «Манас» и «Ош» – в монопольное управление на 25 лет турецкому холдингу TAV Airports. Но этот проект можно расценить только как способ быстрого привлечения денег. А вот его экономическая целесообразность выглядит весьма сомнительной, поскольку инвесторы будут ежегодно вкладывать порядка 10 млн долл., в то время как сами аэропорты приносят гораздо большие доходы [13].   

29 ноября 2017 г. президент КР прибыл с первым рабочим визитом в Москву, где провел переговоры с президентом РФ В. Путиным и вручил ему высшую государственную награду Кыргызстана – орден Манаса. Были обсуждены вопросы сотрудничества двух стран и развитие отношений в рамках ЕАЭС. Затем последовал визит С. Жээнбекова в Белоруссию для участия в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Это было знаковым событием, учитывая непростые отношения КР с Республикой Беларусь (РБ), связанные с отказом последней экстрадировать бывшего президента К. Бакиева, против которого киргизские следственные органы завели ряд уголовных дел. 

25 декабря 2017 г. С. Жээнбеков посетил с официальным визитом Казахстан и провел переговоры с Н. Назарбаевым. Их главным предметом стала демаркация границы. Обсуждалась также  проблема увеличения товарооборота, для чего планируется создание Делового совета РК и КР [29].

Одним из значимых шагов, направленных на нормализацию отношений  ис непосредственными соседями КР, стал визит президента Жээнбекова в Республику Таджикистан (РТ), который состоялся в начале февраля 2018 г. в составе внушительной делегации порядка 25 человек, 6 из которых – министры и главы ведомств. Отношения между странами, особенно в Ферганской долине, остаются крайне напряженными. Связано это с наличием в Таджикистане и Киргизии этнических анклавов, ситуация вокруг которых приобрела характер тлеющего конфликта и неоднократно выходила из-под контроля властей.

Киргизия и Таджикистан имеют границу в 970,8 км, из которых согласовано 519,9 км, или 54%. На спорных участках продолжают вспыхивать конфликты, которые, правда, в последние годы идут на убыль. Так, в 2013 г. подобных случаев было зафиксировано 37, а в 2017 г. всего один [15]. Но проблема сохраняется: в 2016 г. специальная таджикско-киргизская комиссия по делимитации и демаркации границы согласовала значительную часть границы, но затем работа была приостановлена. Помимоь сложного рельефа местности, сложность составляет желание местного населения максимально сохранить за собой источники воды и сельхозугодья [5].

1 февраля 2018 г. состоялись переговоры С. Жээнбекова с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Президент Киргизии отметил, что эти переговоры проходят в «юбилейную дату» – 25-летие установления дипломатических отношений между КР и РТ. Стороны обсудили делимитацию и демаркацию границ, их совместную охрану, борьбу с терроризмом и экстремизмом. Обсуждались и вопросы активизации торгово-экономического сотрудничества между Таджикистаном и Киргизией, проблема увеличения числа авиарейсов между Душанбе и Бишкеком [27]. В ходе визита не было подписано прорывных соглашений, но сам факт подобных переговоров говорит о желании нового руководства КР нормализовать отношения с соседом.

 

Внутриполитические приоритеты нового руководства КР

 

Одной из основных внутриполитических инициатив нового президента стала борьба с коррупцией. В Средней Азии она стала настоящим бичом, и Киргизия не исключение. 

8 февраля 2018 г. президент провел заседание Совета безопасности КР, на котором назвал коррупцию главной угрозой государственности и потребовал как можно скорее освободиться от этого «недуга». «Я расцениваю коррупцию как проблему, угрожающую нашей национальной безопасности. Борьба с коррупцией – задача, равнозначная с отстаиванием нашей государственности и суверенитета страны», - заявил С. Жээнбеков. Хотя в стране действует Антикоррупционная служба Государственного комитета национальной безопасности (АКС ГКНБ), президент фактически признал её деятельность неудовлетворительной, призвав рассмотреть соответствие должности каждого сотрудника АКС ГКНБ. Была подвергнута критике и Государственная служба исполнения наказаний, и судебная система. Президент призвал правоохранительные структуры не игнорировать обращения граждан [18].

Таким образом, прослеживается намерение нового руководства Киргизии заняться перераспределением властных полномочий внутри правящей элиты, отказаться от клановых и родовых принципов. Это происходит на фоне попыток демонстрации преемственности власти, хотя новый президент явно пытается освободиться от наследия предшественника: одним из наиболее значимых кадровых решений стала отставка главы Аппарата президента, опытного управленца Ф. Ниязова по собственному желанию [20].  

2 июля 2018 г. президент провел очередное заседание с сотрудниками секретариата Совета безопасности. Оно было приурочено к начавшейся 1 июля 2018 г. «декларационной кампании», когда все государственные служащие КР должны подать декларации о доходах. «Проверьте каждое министерство и ведомство на предмет действующих коррупционных схем, индивидуально каждого чиновника. Еще раз повторю — борьба с коррупцией должна быть безжалостной, невзирая на чины и должности. Граждане ожидают конкретных действий и жестких мер по искоренению коррупции», - заявил С. Жээнбеков. Первые результаты проверки будут обнародованы в сентябре-октябре 2018 г. [25]

 

Двоевластие в Киргизии?

Послевыборная Киргизия избежала серьезных политических кризисов, но при этом наметились расхождения между экс-президентом республики А. Атамбаевым и главой государства. 

Так, в начале апреля в отеле «Орион» состоялся съезд фактически правящей в Киргизии Социал-демократической партии (СДПК). Главный вопрос - избрание председателя партии, пост которого пустовал с 2011 г., после избрания А. Атамбаева президентом страны (по Конституции КР президент такую должность занимать не может). СДПК, что было ожидаемо, возглавил А. Атамбаев. Но после этого он сразу же обрушился с критикой на действующего главу государства: главные претензии касались многочисленных нарушений при борьбе с коррупцией. Прозвучали заявления о коррумпированности самого С. Жээнбекова и о его связях с одиозным начальником киргизской таможни Р. Матраимовым (которого в народе прозвали Раим-миллионер) [1]. Можно предположить, что А. Атамбаев готовится вернуться в большую политику, что может повлечь за собой раскол как в правящей элите, так и в СДПК.

Много вопросов у экс-президента и к младшему брату С. Жээнбекова – бывшему спикеру Жогорку Кенеша Асылбеку Жээнбекову, который, покинув пост руководителя парламента, продолжает оставаться депутатом и членом СДПК, и, подобно самому президенту, не собирается покидать главную политическую партию страны, в связи  с чем эксперты все чаще прогнозируют ее раскол [24].

йа в  Так как многие шаги С. Жээнбекова явно идут вразрез с планами экс-президента А. Атамбаева, в республике ощущаются признаки двоевластия, хотя последний и не раз заявлял, что не стремится к каким-то политическим постам, а его возвращение в политику в роли главы СДПК - лишь подготовка партии к парламентским выборам 2020 года [28].

Атамбаев рассчитывал опереться на кабинет министров, который возглавлял его ставленник С. Исаков. Но и на этом фронте С. Жээнбеков перешел в наступление: в апреле 2018 г. правительство было отправлено в отставку. Основанием стало беспрецедентное для республики решение парламента КР о вынесении вотума недоверия кабинету министров. Впрочем, смена премьер-министров для Киргизии не нова: за 27 лет независимости там сменилось 29 глав правительств. Смещенное правительство называли самым молодым (самому Сапару Исакову 40 лет, а его заместителю Артему Новикову - 30), и оно проработало с августа 2017 г., меньше года. Есть основания предполагать, что причиной его отставки стало то, что С. Исаков по всем вопросам продолжал советоваться с бывшим президентом А. Атамбаевым, что, вероятно, не могло не раздражать действующего главу государства [23]. 

   По мнению бывшего министра иностранных дел КР, президента международного Агентства по развитию и политике А. Джекшенкулова, «президент Соронбай Жээнбеков избавляется от наследия экс-президента Алмазбека Атамбаева. Нынешнему главе государства наследство досталось непростое, с  множеством нерешенных серьезных проблем: ухудшающееся социально-экономическое положение, негативный инвестиционный климат, разваленная государственная система власти, нуждающаяся в демонтаже кадровая политика, осуществлявшаяся Атамбаевым с учетом клановых интересов, тотальная коррупция… Сегодня у президента Жээнбекова достаточно высокий рейтинг. Но никто все-таки не ожидал от него такой решительности и воли…» [19].

  Новым главой правительства 20 апреля 2018 г. стал бывший руководитель Аппарата президента КР М. Абылгазиев, который стал «юбилейным» – тридцатым премьером за постсоветскую историю республики (такой частой смены глав правительств не знала ни одна республика бывшего СССР). Новому премьеру 50 лет, он уроженец Нарынской области, по образованию агроном, имеет богатый опыт административной работы: в Социальном фонде, затем в правительстве и в Аппарате президента. В отличие от С. Исакова, он является ставленником нынешнего президента [2].

Внешнеполитическим приоритетом КР, по заявлению С. Жээнбекова, останется развитие отношений с РФ и другими государствами ЕАЭС [21].

Одновременно с этим набирала обороты борьба с коррупцией. Так, в июне 2018 г. был задержан и помещен в следственный изолятор Ж. Сатыбалдиев,  премьер-министр КР с сентября 2012 по март 2014 г. Его обвиняют в коррупции и в соучастии в целом ряде преступлений, но главное обвинение - коррупция при модернизации Бишкекской ТЭЦ. 29 мая 2018 г. был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях другой бывший премьер-министр – С. Исаков. Его обвиняют в лоббировании интересов китайской компании TBEA, ставшей подрядчиком в проекте по модернизации Бишкекской ТЭЦ [30].  

Конечно, нельзя забывать об объективных трудностях, с которыми С. Жээнбеков в ближайшее время едва ли справится. Ключевая проблема - бедность, которая в 2017 г. выросла на 0,2% - дое 25,6% населения [14]. 

иПроблемы Киргизии, существующие с момента обретения независимости в 1991 г., решить без внешней помощи крайне сложно. Усугубляет ситуацию огромный  конфликтогенный потенциал, который заложен в самой сути существования Киргизии – с её водоразделом по линии «север – юг», междоусобной борьбой клановых группировок,  наркотрафиком, коррупцией и т.д. От того, проявит ли новое руководство решимость и готовность настойчиво и последовательно  решать эти чрезвычайно сложные проблемы, зависит будущее развитие республики. 

 

 

Литература

 

  1. Алмазбек Атамбаев возвращается в политику // http://www.ng.ru/cis/2018-04-02/7_7202_kirgisia.html?print=Y.
  2. Бывшие в употреблении. Кто пришел в новый кабинет министров Киргизии // http://www.fergananews.com/articles/9910.
  3. Вашингтон надеется на развитие диалога с Киргизией // http://www.dw.com/ru/вашингтон-надеется-на-развитие-диалога-с-киргизией/a-42129519 (дата обращения - 29.01.2018).
  4. Газенко Р. Президент Киргизии включает стратегический резерв властного ресурса // https://regnum.ru/news/polit/2330023.html (дата обращения - 18.01.2018).
  5. Глава Киргизии совершает «визит вежливости» в Таджикистан. И только? // https://eadaily.com/ru/news/2018/02/01/glava-kirgizii-sovershaet-vizit-vezhlivosti-v-tadzhikistan-i-tolko.
  6. Джон Керри в Кыргызстане. Весь визит в одном материале // https://kaktus.media/doc/327111_djon_kerri_v_kyrgyzstane._ves_vizit_v_odnom_materiale.html.
  7. Жээнбеков – избранный президент. ЦИК огласила официальные итоги выборов // https://ru.sputnik.kg/politics/20171030/1036076022/zhehehnbekov-izbran-prezidentom-cik-oglasila-oficialnye-itogi-vyborov.html (дата обращения - 19.01.2018). 
  8. Зуенко И. Скандал в благородном союзе. Как конфликт Казахстана и Киргизии проверяет на прочность ЕАЭС // http://carnegie.ru/commentary/73384 (дата обращения - 17.01.2018).
  9. Керри ответил, почему США вручили награду Азимжану Аскарову // https://ru.sputnik.kg/politics/20151031/1019786531.html.
  10. Киргизия – первый failed state на постсоветском пространстве? // http://v-milov.livejournal.com/242673.html (дата обращения - 27.01.2018).
  11. Киргизский оппозиционер: 100 дней президента Жээнбекова — успехов нет // https://eadaily.com/ru/news/2018/01/19/kirgizskiy-oppozicioner-100-dney-prezidenta-zheenbekova-uspehov-net.
  12. Конституция Кыргызской Республики // http://www.gov.kg/?page_id=263&lang=ru.
  13. Кыргызстан как поле борьбы двух стратегических подходов // http://press-unity.com/analitika-stati/10970.html.
  14. Кыргызстанцы становятся беднее и все больше зависят от мигрантов // http://stanradar.com/news/full/30016-kyrgyzstantsy-stanovjatsja-bednee-i-vse-bolshe-zavisjat-ot-migrantov.html.
  15. Ларин И. Киргизские границы порядочности // https://www.ritmeurasia.org/news--2018-01-11--kirgizskie-granicy-porjadochnosti-34413.
  16. Лукьянов Г. Кыргызстан: «остров демократии» перед вызовом эффективного управления // http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kyrgyzstan-ostrov-demokratii-pered-vyzovom-effektivnogo-upravleniya (дата обращения – 15.01.2018). 
  17. Малышев Д. В. Революционные события 2010 года в Киргизии: основные предпосылки и реакция мирового сообщества//Вестник Московского университета, серия 25: Международные отношения и мировая политика. №1 - 2011, январь-март. С. 130-148.
  18. Начнем с верхних эшелонов власти — речь Жээнбекова о борьбе с коррупцией //
     https://ru.sputnik.kg/politics/20180208/1037654596/antikorrupcionnye-organy-sami-pogryazli-v-korrupcii-zhehehnbekov.html
    .
  19. Отставка правительства в Киргизии: мнения экспертов // https://eadaily.com/ru/news/2018/04/19/otstavka-pravitelstva-v-kirgizii-mneniya-ekspertov.
  20. Погребняк Е. Жээнбеков берет силовиков под контроль: как далеко зайдет новый президент КР в борьбе с коррупцией? // http://press-unity.com/analitika-stati/11145.html.
  21. Президент Киргизии: Наш приоритет — сотрудничество с ЕАЭС и Россией // https://eadaily.com/ru/news/2018/05/04/prezident-kirgizii-nash-prioritet-sotrudnichestvo-s-eaes-i-rossiey.
  22. Рейнхард Крумм: Киргизия может стать первым настоящим failedstate // https://snob.ru/selected/entry/20046 (дата обращения - 27.02.2018).
  23. Самый молодой кабинет Киргизии отправлен в отставку, - "Къ" // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1524196320.
  24. Создает ли брат президента новую партию? Ответ Жээнбекова //  https://ru.sputnik.kg/politics/20180306/1038045633/sozdaet-li-asylbek-zheenbekov-novuyu-partiyu-otvet-prezidenta.html.
  25. Сооронбай Жээнбеков: Борьба с коррупцией должна быть безжалостной, невзирая на чины и должности // http://knews.kg/2018/07/02/sooronbaj-zheenbekov-borba-s-korruptsiej-dolzhna-byt-bezzhalostnoj-nevziraya-na-chiny-i-dolzhnosti.
  26. Сооронбай Жээнбеков: Киргизия стала образцом демократии в Центральной Азии // https://ria.ru/interview/20171108/1508338014.html (дата обращения - 21.01.2018).
  27. Состоялись переговоры Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова и Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в расширенном составе // http://www.president.kg/ru/novosti/11380_sostoyalis_peregovoryi_prezidenta_kyirgyizstana_sooronbaya_jeenbekova_i_prezidenta_tadjikistana_emomali_rahmona_v_rasshirennom_sostave.
  28. Хан А. ДвоевластиеKG: Клинч Атамбаева, маневр за Жээнбековым // http://press-unity.com/analitika-stati/11173.html
  29. Что сделал Жээнбеков за 100 дней президентства — только важные факты //
    https://ru.sputnik.kg/politics/20180304/1038013989/zhehehnbekov-100-dnej-pravleniya.html
    .
  30. Экс-главу киргизского кабмина обвиняют в коррупции и лоббировании интересов китайской компании «ТВЕА» // https://regnum.ru/news/2426768.html.

 

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha