Официальные извинения    2   5064  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   10929  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    450   28211 

Эволюция ирано-российских отношений в контексте сирийского конфликта

Ильина Юлия

1

В мае 2018 г. внимание международного сообщества привлек   односторонний выход США из Всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Тем не менее это событие не оказало серьезного влияния на ситуацию в Ближневосточном регионе. Речь не может идти и о возвращении к ситуации до 2015 г, то есть о введении весьма жесткого санкционного режима, а также политической изоляции Ирана на международной арене. Дело не только в конфликте между США с одной стороны и ЕС, Россией и Китаем - с другой в отношении ядерной сделки, но и в изменении баланса сил после начала военной операции России в Сирии, которое именуют также возвращением России на Ближний Восток. В то же время периодически озвучиваемые руководством США планы изоляции Ирана в значительной мере направлены и против российских интересов в регионе.

Военная операция в Сирии, целью которой являлось восстановление территориальной целостности страны , создавала необходимость  сотрудничества с Тегераном – давним стратегическим союзником Дамаска. Первоначально ряд европейских и американских экспертов называли это сотрудничество тактическим и краткосрочным. В качестве причин этого называли отсутствие у России серьезных интересов в Сирии [25]х, противодействие СШАв их настойчивом стремлении к свержению президента Асада, потребность Москвы надавить на Вашингтон для снятия с себя санкций, наложенных в связи с присоединением Крыма и конфликтом на Донбассе [25]. 

Немало говорилось и о противоречиях между Ираном и Россией в отношении послевоенного устройства Сирии, тогда как последняя стремится возродить институты светского правительства и армию, которая является краеугольным камнем сирийской государственности.  

Никто не может отрицать, что военное поражение вооружённой оппозиции, изначально поддерживаемой США и ЕС, сохранение правительства  Асада и постепенное расширение контролируемых им территорий  - первое серьёзное поражение Америки на Ближнем Востоке после распада СССР, а также признаком очевидных перемен в региональной геополитике. 

Началу российской военной операции в Сирии предшествовали ирано-российские переговоры на различных уровнях. Так, ещё 20 января 2015 г. министр обороны России С.К. Шойгу встречался со своим иранским коллегой Х. Дехганом в Тегеране, а неделей позднее советник Верховного лидера Ирана А.А. Велаяти провел встречи с президентом России В.В. Путиным, министром иностранных дел С.В. Лавровым и С.К. Шойгу в Москве [35]. В июле 2015 г. генерал  К.Сулеймани, командующий силами «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), тайно посетил российскую столицу, где, как предполагают западные эксперты, обсуждал детали предстоящей военной операции [38]. 

23 ноября 2015 г, через месяц после вступления российских войск в сирийский конфликт, состоялись переговоры на высшем уровне между президентом России В.В. Путиным  и Верховным лидером Исламской республики А. Хаменеи. На них, вероятнее всего, обсуждались наиболее общие, стратегические аспекты, ирано-российского сотрудничества в Сирии [43]. Обе стороны подтвердили своё единство в стремлении восстановить ее территориальную целостность под руководством её законного правительства в лице Б. Асада. 

Аналогичная встреча лидеров двух стран произошла и 1 ноября 2017 г. В официальном коммюнике, размещённом на интернет-портале лидера Ирана, сообщалось, что российский президент подчеркнул важность сохранения территориальной целостности Сирии и «высоко оценил мудрую позицию Верховного лидера по вопросу совместных целей в Сирии» [42].     12 июля 2018 г. В.В. Путин снова принял помощника иранского лидера А.А. Велаяти в Москве. Судя по успешно проводимому армией Б.Асада наступлению на юге Сирии, которое не вызвало жесткой реакции со стороны США и Израиля, Иран и Россия продолжают действовать согласованно [40].

 Важнейшая сфера ирано-российского сотрудничества в Сирии - координация действий многочисленных проправительственных отрядов, включающих сирийскую армию и её вспомогательные подразделения, подразделения вооружённых сил Ирана, сформированные им добровольческие отряды из иностранцев, а также ливанскую «Хизбаллу». Взаимодействие со всеми этими силами идет не через сирийских военных, а напрямую. 

Так, генерал-полковник вооружённых сил РФ А.В. Дворников, с сентября 2015 года по июль 2016 года командовавший группировкой российской армии в Сирийской Арабской Республике, отмечал: «… с началом первых операций по стабилизации обстановки организация управления потребовала …корректировки. Ввиду низкой эффективности Генерального штаба ВС Сирии вся работа по подготовке операций легла на наших офицеров. Для непосредственного управления группировками на командном пункте в Хмеймиме были размещены оперативные группы от всех формирований, а также от Мухабарат (сирийской разведки – прим. Ю.И.), боевых отрядов КСИР, «Хизбаллы», «Аль-Кудс» (палестинское ополчение – прим. Ю.И.), народной обороны (вспомогательные силы сирийской армии – прим. Ю.И.) и др.» [7]. Данное взаимодействие, по словам А.В. Дворникова, было налажено на весьма высоком уровне, а сведений о каких-либо противоречиях на этот счёт между странами в открытых источниках не появлялось.

Второй важнейший аспектом ирано-российского сотрудничества - восстановление боеспособности сирийской армии. Судя по многообразию и численности различных иностранных формирований, созданных Тегераном и задействованных в гражданском конфликте,  командование КСИР, руководившее операцией в Сирии,  не доверяло войскам Асада, считая их небоеспособными,  хи не смогло организовать полноценную координацию с армией о.

 Иранцы не приложили достаточных усилий для восстановления военно-промышленного комплекса Сирии для максимально быстрого восстановления повреждённой военной техники. Эти недостатки стали одной из причин утраты правительством Асада контроля над стратегически важными территориями на севере и в центре страны, что поставило правящий режим и поддерживающую его Исламскую республику на грань окончательного фиаско.

Данные задачи был успешно решены российскими военными специалистами. Кроме того, Россия могла предоставить наиболее боеспособным подразделениям сирийской армии современное вооружение: танки Т-90 [41], современные бронетранспортёры [31],  беспилотные летательные аппараты [37].  Кроме того, в части поставок «обычных» военных грузовиков (автомобили, бронетехника, стрелковое оружие, боеприпасы) возможности Ирана были серьёзно ограничены в связи с захватом  ИГ северного Ирака и значительной части восточной Сирии, а также низким потенциалом военно-транспортной авиации Исламской республики, вызванным изношенностью техники [26]. «Сирийский экспресс», организованный Россией, решал данную проблему [6]. 

 

2

Иран и Россия понесли и продолжают нести серьёзные финансовые издержки в связи с участием в данной  военной операции. Чёткого понимания того, какую прибыль можно извлечь из своего «особого» статуса, нет ни у одной из сторон.

По оценкам американских экспертов, стоимость иранских поставок нефти, кредитов, расходов на содержание военного персонала, а также поставок  оружия для сирийского правительства составляет 3,5-4 млрд. долл. ежегодно. Суммарные же издержки Ирана в Сирии составляют 15-20 млрд. долл.    [31]. На этом фоне российские расходы о- около 1 млрд. долл. в год - выглядят весьма скромно [20].

Между Сирией и Ираном подписано 5 меморандумов о взаимопонимании.  Сирия, вероятно, «предоставит иранской компании лицензию на оказание услуг мобильной связи и позволит Исламской Республике создать нефтеналивной терминал. Сирия также предоставит Ирану 5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, концессию на эксплуатацию фосфатных рудников в районе… Эш-Шаркия (провинция Хомс), а также порт для иранских компаний» [34]. Некоторые эксперты считаюто КСИР основным бенефициаром этой сделки, поскольку он имеет большое влияние на телекоммуникационную отрасль Ирана [35].  Реализация данных проектов требует дополнительных вложений, а их окупаемость в условиях пока продолжающейся гражданской войны вызывает серьёзные вопросы. Кроме того, речь идёт о намерениях сторон, а не о подписании конкретных договоров.

Схожая ситуация складывается и в российско-сирийских экономических отношениях. В 2017 г. торговый оборот между странами составил 283 млн. долл., что примерно на 46% выше, чем в 2016 г. [40], но значительно нижем довоенных показателей. Так, в 2008 г. товарооборот составлял 1,98 млрд. долл. [17]. Но даже этот уровень ниже товарооборота России с Турцией (21,6 млрд. долл.), Египтом (6,7 млрд. ), Алжиром (4,6 млрд. ) и даже Израилем (2,5 млрд. долл.) [22]. 

Важно,  что, в отличие от иранских, российские компании уже активно  работают в Сирии. Так, в апреле 2017 г. «Стройтрансгаз» во исполнение договора о работах по восстановлению и подготовке к добычи сырья на месторождении Эш-Шаркия доставил в Сирию оборудование для добычи и производства фосфатов [16]. 

Первоначально данное месторождение было обещано иранцам, но затем сирийское руководство изменило свою позицию, причём  сведений о мотивах этого решения в открытых источниках нет. Возможно, оно учло, отчто «Стройтрансгаз» продолжал вести работы в стране даже в условиях военных действий, а главное, имеет достаточно средств для  работы «в кредит» ( правительство  Б. Асада находится в тяжёлом финансовом положении). Кроме того, иранские компании, скорее всего, не имеют компетенций в геологоразведке и технологий добычи полезных ископаемых. С этим связано то, что многие нефтяные и газовые месторождения в самом Иране остаются неразработанными, а правительство требует от иностранных инвесторов трансфера технологий [1].

Тем не менее, данный маневр Дамаска вызвал негативную реакцию в Тегеране.  Возникли опасения, что Исламская Республика может быть лишена своего куска «сирийского пирога» в виде доступа к добыче сырья, участия в инфраструктурных проектах или иной роли в экономике послевоенной Сирии. 

Но правящие круги Ирана не единодушны в оценки политики России в Сирии.  Тесное взаимодействие между вооружёнными силами двух стран способствовало укреплению российского лобби в Тегеране, которое в основном представлено «консерваторами»,  связанными с КСИР, в то время как «умеренные» или «реформаторы» занимают если не откровенно антироссийскую, то нейтрально-негативную позицию по отношению к Москве [30]. Дискуссия между представителями этих политических лагерей сводится зачастую к обсуждению послевоенного устройства Сирии и к необходимости обеспечения справедливого доступа Тегерана к ее рынку. 

Так обозреватель «реформистской» газеты «Канун» отмечало: «мы не должны позволить Башару Асаду или кому-либо другому, кто пытается воспрепятствовать Ирану участвовать в реконструкции постигиловской Сирии, достичь их целей, так как национальные интересы (Ирана – прим. Ю.И.) непосредственно связаны с решением экономических и финансовых вопросов» [30].

Недоверие к России подкрепляется ревностью, вызванной решением сирийского правительства предоставить Москве право пользования авиабазой Хмеймим в провинции Латакия [8,9] и  право на дополнительную территорию для расширения пункта материально-технического снабжения российского военно-морского флота в районе порта Тартус [10], в то время как Тегерану не было предоставлено таких преференций.

Поэтому реакция Тегерана на предложениеМосквы вывести иностранные войска из Сирии  была острой:  официальный представитель МИД Ирана заявил, что «никто не может заставить Иран делать что-либо»[15].

Заявление о выводе войск было сделано В.В. Путиным на встрече с Б. Асадом 17 мая 2018 г в Сочи. Спецпредставитель России по Сирии А. Лаврентьев разъяснил, что «это в том числе и американцы, и турки, и «Хизбалла», конечно, и иранцы» [15]. Однако нельзя вырывать тезис российского президента из контекстам: иностранные войска должны быть выведены «в связи со значительными победами и успехом сирийской армии в борьбе с терроризмом, …с началом политического процесса в его более активной фазе» [19]. 

 Речь шла не о смене внешнеполитических приоритетов России, так как иранское присутствие, как и российское, основано на приглашении официального Дамаска [11], а  о приоритете восстановления территориальной целостности Сирии, что невозможно без договорённостей с США.  еВедь до гражданской войны задача сдерживания Израиля и снабжения ливанской «Хизбаллы» успешно выполнялась сирийскими военными без нахождения десятков тысяч бойцов проиранских формирований на территории Сирии. 

3

Изучая современные  ирано-российские отношения, следует обратить внимание и на Ирак, где присутствуют как политические, так и экономические интересы обеих стран. И иранская, и российская политика здесь зависят от ситуации в Сирии.

Так, экспансия запрещенного в России ИГ из Сирии в Ирак в 2014 г, в ходе которой под контроль данной организации попала северная часть этой страны, включая второй по величине город – Мосул, создала прямую угрозу нападения экстремистов на территорию Ирана. Боевики ИГ истребляли иракских шиитов, защитником которых Тегеран пытался выступать ещё с 1980-х гг. Для Ирана Ирак - « буферная зона» от возможной агрессии Израиля и Саудовской Аравии, а также м  маршрут доставки иранских вооружений в Сирию и Ливан.  

С экономической точки зрения Ирак находится на втором месте  по объемам импортируемых иранских продуктов, не считая углеводороды и их производные [31]. Исходя оиз соображений безопасности, а Иран вложил немалые ресурсы в подготовку и вооружение Сил народной самообороны Ирака («Хашд аш-Шааби») [35]  для противостояния ИГ и, возможно, как и в Сирии. имеет здесь экономические интересы, связанные в том числе со стремлением хотя бы частично возместить понесённые издержки.

Для России Ирак - достаточно крупный торговым партнёром. Российско-иракский товарооборот превышает 1,4 млрд. долл. [4] и весьма динамично развивается: по сравнению с 2016 г. прирост составил 53%.  Конкуренция с Ираном может иметь место только в сфере продовольствия и сельхозсырья. На оружейном рынке Иран и Россия находятся в разных «весовых категориях». В Ираке с 2009 г. активно работают российские «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» и «Башнефть», причём добыча ведётся как на территории, подконтрольной правительству Багдада, так и в автономном Иракском Курдистане [26].  Иранские же компании не участвуют в разработке иракских углеводородов по тем же причинам, что ые и в Сирии, и в самом Иране. 

Обе страны заинтересованы в восстановлении территориальной целостности, мира и политической стабильности в Ираке, поскольку  нестабильность, вызванная активностью ИГ, наносит значительный экономический ущерб, особенно российским нефтяным компаниям [2]. Это вызвано в том, числе неспособностью слабого центрального правительства, не контролирующего добычу нефти в стране, выполнить соглашение ОПЕК+ по сокращению объёмов ее добычи [3], что крайне важно для России [27].  

4  

Положительный опыт ирано-российского сотрудничества в Сирии, возможно, окажет позитивное влияние на динамику двухсторонних экономических отношений. В отличие от многих других стран Ближнего и Среднего Востока, товарооборот между ними в 2017 г. снизился почти на 22%, но всё равно представляет собой внушительные 1,7 млрд. долл.. 

 В конце октября 2017 г в Иране начались практические работы по строительству 2-й очереди электростанции «Бушер»[23].  

 По иранской статистике, импорт товаров Ираном из России за первые три месяца текущего 1397 иранского финансового года (с 21 марта по 21 июня 2018 г.) вырос на 205%, а экспорт товаров из Ирана в Россию увеличился на 40% [13]. Наметились подвижки в реализации проектов «Газпрома» по освоению иранских газовых месторождений «Инче-Борун» [14] и «Северный Парс». 

В апреле 2018 г. «РЖД» начала работы по электрификации железной дороги Инче-Борун – Гармсар протяженностью около 500 км. Договор предусматривает также «поставку электровозов и техники для обслуживания контактной сети, устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также обеспечение технической поддержки в течение первого года эксплуатации». Одновременно ведутся переговоры о проведении аналогичных работ на других участках иранских железных дорог. Это дает надежду на стабильное и поступательное развитие ирано-российских экономических связей, но  сильная политическая турбулентность в регионео не дает сделать окончательные выводы по данному вопросу.

***

 Россия и Иран имеют серьёзные политические и экономические интересы в Сирии. Обе страны едины в том, что   Сирия должна снова стать единым государством в прежних границах. Для обеих сторон важно сохранение у власти Б. Асада или, по крайней мере, преемственности политических элит. Сирийский рынок будет, вероятно, «тесным» для России и Ирана, что неминуемо приведет к конкуренции, которая, т ем не менее,  скорее всего не повлияет на двусторонние отношения в связи с наличием более масштабных общих интересов, как политического, так и экономического характера.

 

 

 

 

 

 

Cписок источников и литературы:

 

  1. Ведомости. «Лукойл» разочарован предложенными Ираном условиями контрактов, 2015. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/12/10/620351-lukoil-razocharovan-iranom (Дата обращения – 31.07.2018).  
  2. Ведомости. Нефтяники разочаровались в Ираке, 2015.https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/22/658157-neftyaniki-razocharovalis-irake (Дата обращения – 31.07.2018).  
  3. Ведомости. ОПЕК+ продлила договор о сокращении добычи до конца 2018 года, 2017. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/30/743775-opek-prodlila (Дата обращения – 31.07.2018).  
  4. Внешняя торговля России. Торговля между Россией и Ираком в 2017 г. http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-irakom-v-2017-g/ (Дата обращения – 31.07.2018).  
  5. Внешняя торговля России. Торговля между Россией и Сирией в 2017 г.http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-siriey-v-2017-g/ (Дата обращения – 31.07.2018).  
  6. Военное обозрение. «Сирийский экспресс и входящие в него корабли и суда, 2016. https://topwar.ru/91093-siriyskiy-ekspress-i-vhodyaschie-v-ego-sostav-korabli-i-suda.html (Дата обращения – 31.07.2018).
  7. Военно-промышленный курьер. Штабы для новых войн, 2018. https://vpk-news.ru/articles/43971 (Дата обращения – 31.07.2018).
  8. Газета.ру. «Бесплатно» и «навсегда», 2016. https://www.gazeta.ru/army/2016/01/15/8022707.shtml (Дата обращения – 31.07.2018).  
  9. Интернет-портал Правительства РФ. Федеральный закон от 26.07.2017 № 181-ФЗ «О ратификации Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г.» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707260020?index=0&rangeSize=1 (Дата обращения – 31.07.2018).  
  10. Интернет-портал Правительства РФ. Федеральный закон от 29.12.2017 № 441-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики» 

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290024 (Дата обращения – 31.07.2018).  

  1. Информационное агентство Исламской Республики. Глава МИД Сирии: присутствие Ирана в Сирии является законным, 2018. http://www.irna.ir/ru/News/3633015 (Дата обращения – 31.07.2018).  
  2. Иран.ру. «Газпром» хочет разрабатывать иранское газовое месторождение «Северный Парс», 2018. 

https://www.iran.ru/news/economics/110407/Gazprom_hochet_razrabatyvat_iranskoe_gazovoe_mestorozhdenie_Severnyy_Pars (Дата обращения – 31.07.2018).  

  1. Иран.ру. Импорт Ираном товаров из России удвоился за первый квартал года, 2018. 

https://www.iran.ru/news/economics/110290/Import_Iranom_tovarov_iz_Rossii_udvoilsya_za_pervyy_kvartal_goda (Дата обращения – 31.07.2018).  

  1. Иран.ру. Проблема "Газпрома" в Иране решена, 2018.  https://www.iran.ru/news/economics/110437/Problema_Gazproma_v_Irane_reshena (Дата обращения – 31.07.2018).  
  2. Независимая газета. Иран отказался уступать Сирию российским войскам, 2018.http://www.ng.ru/world/2018-05-23/1_7230_iran.html (Дата обращения – 31.07.2018).  
  3. РБК. Компания Тимченко будет добывать фосфаты в Сирии при поддержке 

ЧВК, 2017.  https://www.rbc.ru/business/27/06/2017/59512f209a79474bb460829d?story=58c7ff469a7947398567fb3d (Дата обращения – 31.07.2018).  

  1. РБК. Не только танки: что связывает Россию и Сирию, 2015.https://www.rbc.ru/business/24/09/2015/560168269a7947597c281379 (Дата обращения – 31.07.2018).
  2. РБК. Расследование РБК: сколько тратит Россия на войну в Сирии, 2015.https://www.rbc.ru/investigation/politics/28/10/2015/562f9e119a79471d5d7c64e7 (Дата обращения – 31.07.2018).
  3. РБК. Путин увидел условия для вывода иностранных вооруженных сил из Сирии, 2018.https://www.rbc.ru/politics/17/05/2018/5afde2e49a79478c38dd1412 (Дата обращения – 31.07.2018).  
  4. РБК. Россия в 2017 году на треть увеличила объем торговли с Ближним Востоком, 2018. https://www.rbc.ru/politics/19/02/2018/5a86dea39a79477edc9ab5e1 (Дата обращения – 31.07.2018).
  5. РИА Новости. Иран предложил РЖД электрифицировать ж/д линию длиной в 3 тысячи километров, 2018. https://ria.ru/economy/20180409/1518256946.html (Дата обращения – 31.07.2018).  
  6. РИА Новости. РЖД начали электрификацию железнодорожной линии в Иране, 2018.  https://ria.ru/economy/20180702/1523796208.html (Дата обращения – 31.07.2018).  
  7. РИА Новости. Россия и Иран начали практические работы по строительству АЭС "Бушер-2", 2017. https://ria.ru/atomtec/20171031/1507908634.html (Дата обращения – 31.07.2018).  
  8. Русская служба Би-Би-Си. Два года операции в Сирии: чего добилась Россия и какой ценой, 2017. https://www.bbc.com/russian/features-41429448  (Дата обращения – 31.07.2018). 
  9. ТАСС. Мощь Востока: каков военный потенциал Ирана, 2016. http://tass.ru/armiya-i-opk/3209054 (Дата обращения – 31.07.2018).
  10. ТАСС. Российские нефтяные проекты в Ираке. Досье, 2015.http://tass.ru/info/1981847 (Дата обращения – 31.07.2018).  
  11. Эксперт. Ирак – самый острый подводный риф нефтяного соглашения ОПЕК, 2017. http://expert.ru/2017/01/12/irak---samyij-ostryij-podvodnyij-rif-neftyanogo-soglasheniya-opek/ (Дата обращения – 31.07.2018).  
  12. Al-monitor. Iranian mistrust of Russia surges as Syrian war winds down, 2017.https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/03/iran-syria-russia-sentiment-reconstruction-spoils-safavi.html (Дата обращения – 31.07.2018).  
  13. Bloomberg. Iran Spends Billions to Prop Up Assad, 2015. https://www.bloomberg.com/view/articles/2015-06-09/iran-spends-billions-to-prop-up-assad  (Дата обращения – 31.07.2018).
  14. Business Insider. Here are the weapons Russia is reportedly sending to Syria, 2015. https://www.businessinsider.com/here-are-the-weapons-russia-is-reportedly-sending-to-syria-2015-9 (Дата обращения – 31.07.2018).
  15. Financial Tribune. Iran Third Biggest Trading Partner of Iraq With 16% Share, 2018. https://financialtribune.com/articles/economy-business-and-markets/81287/iran-third-biggest-trading-partner-of-iraq-with-16-share (Дата обращения – 31.07.2018).  
  16. Israel Defence Forces. Iran's Economic Gains in Syria. https://www.idf.il/en/minisites/facts-and-figures/iran-in-syria/irans-economic-gains-in-syria/ (Дата обращения – 31.07.2018).
  17. Press TV. Iran, Syria sign major economic deals, 2017. http://www.presstv.ir/Detail/2017/01/18/506696/Iran-Syria-MoUs-mobile-operator-Khamis   (Дата обращения – 31.07.2018).
  18. Radio Liberty. Khamenei Adviser Meets Putin, 2015. https://www.rferl.org/a/iran-putin-khamenei/26819255.html (Дата обращения – 31.07.2018).  
  19. Rawabet center. Iran’s support for foreign militias is destroying its economy, 2018. http://rawabetcenter.com/en/?p=4884 (Дата обращения – 31.07.2018).  
  20. Reuters. Exclusive: Russia steps up military lifeline to Syria's Assad – sources, 2017.https://www.reuters.com/article/us-syria-russia-armsidUSBREA0G0MN20140117  (Дата обращения – 31.07.2018).
  21. Reuters. How Iranian general plotted out Syrian assault in Moscow, 2015.https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-syria-soleimani-insigh/how-iranian-general-plotted-out-syrian-assault-in-moscow-idUSKCN0S02BV20151006 (Дата обращения – 31.07.2018).
  22. Reuters. Iran's Revolutionary Guards reaps economic rewards in Syria, 2017.

http://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-syria-iran-idUSKBN1531TO (Дата обращения – 31.07.2018).  

  1. Reuters. Top aide to Iran's Khamenei says Putin meeting 'very constructive': TV, 2018.https://www.reuters.com/article/us-iran-nuclear-russia-velayati/top-aide-to-irans-khamenei-says-putin-meeting-very-constructive-tv-idUSKBN1K21CY (Дата обращения – 31.07.2018).
  2. SouthFront. Photos: lots of  T-90 main battle tanks supplied by Russia to Syrian army, 2017. https://southfront.org/photos-lots-of-t-90-main-battle-tanks-supplied-by-russia-to-syrian-army/  (Дата обращения – 31.07.2018).
  3. The Office of the Supreme Leader. Iran-Russia cooperation in Syria shows joint goals achievable, 2017. http://leader.ir/en/content/19715/The-Leader%27s-remarks-in-meeting-with-Vladimir-Putin (Дата обращения – 31.07.2018).
  4. Wall Street Journal. Russian President Putin, Iran’s Ayatollah Khamenei Meet to Discuss Syria. 2015. https://www.wsj.com/articles/russian-president-putin-irans-supreme-leader-khamenei-meet-over-syria-1448300828 (Дата обращения – 31.07.2018).
комментарии - 0
Мой комментарий
captcha