Подписка на Общую и Специальную теорию глобализации - двухтомник М.Г.Делягина "Конец эпохи: осторожно, двери открываются!"    0   742  | Официальные извинения    2   5493  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   11898 

Империалистическая политика США: становление и развитие в начале-середине XX в.

Введение

Формирование и развитие американской политической гегемонии являет собой процесс создания неформальной имперской системы, которая значительно отличается от традиционных колониальных империй. Гегемонистским устремлениям США способствовал ряд объективных факторов.

Первое. США - первое самостоятельное государство в Новом Свете. С геополитической точки зрения Америка является островом между берегами огромной Евразии [3], вследствие чего противоречия европейских и азиатских государств не затрагивали США. Этим объясняется характер американской политики: видеть ограничители своей мощи, равно как и устанавливать самоограничения, ей не свойственно.

Второе. Американское государственное строительство не имело предыдущего политического опыта и осуществлялось «с нуля». Его социально-культурную основу составляли колонисты, переделывающие Новый Свет по своим представлениям, основу которых составляла личная выгода. Геополитическая, социально-культурная новизна государственного строительства американской империи предопределили ее характер и претензии на исключительные позиции.

Третье. При становлении американского государства на США не оказывалось давления со стороны равноценных соперников. По окончании войны с Великобританией, с 1814 г. вплоть до XX века США не приходилось сталкиваться с политической конкуренцией со стороны государства, равного им по мощи. К концу XIX в. начинают формироваться основные контуры имперской политики США.

Эти факторы предопределили особый характер американской политики: имперские амбиции, претензия на исключительность и экспансионизм во внешней политике для использования ресурсов менее развитых стран.

 

Первая мировая война

Первая мировая война дала мощный толчок экономическому развитию США. В результате «политики суверенитета» они укрепили свои финансовые позиции за счет военных и промышленных поставок странам Антанты (Англии, Франции, России и Италии) и их противникам. В 1914 г. экспорт США в страны Антанты составил 825 млн. долл., спустя год –около 2 млрд., в 1916 г. - 3,2 млрд. долл.[9]. Прибыль 29 американских концернов, производящих сталь, машинное оборудование, военное снаряжение в 1914 г. составила 69 млн. долл., в 1915 г. - 219 млн., в 1916 г. - более 596 млн. долл. Национальное богатство страны за 1914-1920 гг. выросло в 2,5 раза (1914 г. - 192 млрд. долл., 1920 г. - 488,7 млрд. долл.). Золотой запас США, составлявший к началу Первой мировой 1891 млн. долл., уже к 1918 г. вырос до 3163 млн. долл.[1]. В результате изменился их финансовый статус: страна-должник превратилась в крупнейшего кредитора. Если накануне Первой мировой внешний долг США составлял 6 млрд. долл., то за период нейтралитета стране удалось не только полностью ликвидировать его, но и получить долговые обязательства от стран Антанты на 10 млрд.долл.. Президент В. Вильсон под маской миротворца заявлял: «Мы должны финансировать мир, а тот, кто финансирует мир, должен… управлять им» [18]. Знаменитые «Четырнадцать пунктов Вильсона» провозглашали послевоенную программу достижения мировой гегемонии США.

Таким образом, прикрываясь политикой нейтралитета, США уже тогда стремились к мировому господству, к контролю над мировыми ресурсами (финансовыми, военными, интеллектуальными).

 

Экспансия США в страны Латинской Америки

В первое десятилетие XX в. Америка предприняла ряд попыток установить контроль над Мексикой, богатой природными ресурсами, в первую очередь нефтью, а также имеющей выгодное географическое положение. Учитывая, что после испано-американской войны 1898 г. Куба стала американской полуколонией, включение Мексики в орбиту влияния США позволило бы им превратить Мексиканский залив в свое внутреннее море. Американское давление на Мексику шло через как финансовое проникновение (к 1911 г. в ней находилось 40% всех североамериканских инвестиций) [17, С.230], так и военную интервенцию.

Для гарантирования своих интересов в Мексике США нуждались в «марионеточном» правительстве. Как только правительство Мексики пыталось хоть как-то ограничить американский капитал и защитить свои национальные интересы, США угрожали военной интервенцией. Так, угрожая правительству Мадеро, в феврале 1912 г. вся регулярная армия США была сосредоточена на американо-мексиканской границе. Пришедший к власти в 1913 г. Уэрта, проводивший проанглийскую политику, также не устроил США. Американское правительство, борющееся с английской конкуренцией в мексиканском нефтяном секторе, заявило, что «не признает никакую власть, установленную в Мексике революцией, если эта революция, соответственно нашей оценке, будет несправедливой .[17, С.304]. Американское правительство потребовало от других стран «полностью изолировать генерала Уэрту; лишить его иностранных симпатий и помощи и влияния внутри страны. Если генерал Уэрта не уйдёт в отставку…, долгом Соединённых Штатов будет прибегнуть к менее миролюбивым средствам для его удаления» [14]. Таким образом, США уже тогда активно вмешивались во внутренние дела независимых стран, умело и широко использовали шантаж и провокации в международных отношениях в своих империалистических целях.

В 1914 г. американские войска вторглись и заняли мексиканский город Веракрус, а в 1916 г. уже предприняли в Мексике широкую интервенцию, установив в ней экономический протекторат. В том же году США вторглись в столицу Доминиканской Республики Сан-Доминго, установив там оккупационную военную диктатуру (1916-1924). Под давлением американских интервентов правительство Гаити было вынуждено подписать договор, превративший страну в протекторат США (1914-1934). Для подавления революционного движения была совершена американская интервенция на Кубу (1917-1933). США установили контроль над Коста-Рикой и Никарагуа, осуществили военные вторжения в Панаму, Гондурас, Гватемалу и другие страны Латинской Америки. Посредством военного давления, блокады и разрыва мировых торговых связей США прочно закрепились в экономике стран Южной Америки. Большинство латиноамериканских стран подпало под контроль США, что привело к расширению зоны американского геополитического влияния.

Развитие агрессивной империалистической политики временно приостановилось при Ф.Д. Рузвельте (1933-1945), когда была провозглашена новая политика «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. В 1934 г. была отозвана морская пехота США с Гаити и Никарагуа. В этом же году была отменена поправка Платта, закрепляющую полную зависимость Кубы от США и разрешающая им, помимо прочего, размещать там военные базы.

 

Планы Дауэса и Юнга

Накопленный США в годы Первой мировой войны капитал требовал приложения. Применение ему нашлось в послевоенной экономике Германии. В 1922 г. Франция и Бельгия, воспользовавшись тем, что Германия не могла из-за экономического кризиса выплачивать репарации, оккупировали Рурскую область, средоточие немецкой тяжелой промышленности. Не желая усиления Франции, США немедленно вмешались в ситуацию: франко-бельгийские войска были вынуждены покинуть Рур, было решено созвать конференцию по решению проблем репараций.

Принятый на Лондонской конференции 1924 г. план стабилизации экономик европейских государств был разработан американским банкиром Ч. Дауэсом и полностью отражал интересы США. План Дауэса был нацелен на облегчение проникновения американского капитала в Германию и захвата ключевых отраслей немецкой экономики, чтобы американские монополии получали высокие прибыли в форме процентов по займам и дивидендов от прямых инвестиций в тяжелую промышленность Германии. Иными словами, США стремились овладеть богатствами экономически слабых государств посредством вывода накопленных в США золотовалютных запасов. Своими займами займов США стремились воссоздать немецкий экономический и военно-промышленный потенциал.

С 1924 г. начался масштабный экспорт американского капитала в Германию. Так, контрольный пакет акций немецкой автомобильной фирмы «Адам Опель» был приобретен за 30 млн. долл. американской автомобильной фирмой «Дженерал моторс»; американская компания «Форд» выкупила 52% акций кельнских автомобильных заводов. Под американским контролем находилось около 70% капиталов таких крупнейших пароходных компаний, как «Северогерманский Ллойд» и «Гапаг» [5]. За 5-6 лет благодаря американским капиталовложениям в Германии возникли мощные концерны, в первую очередь, в тяжелой индустрии. К 1929 г. из США поступило кредитов на сумму 2,5 млрд. долл. Финансовая американская поддержка Германии объяснялась емкостью немецкого рынка и опасностью сближения Германии и СССР.

Пришедший на смену плану Дауэса в 1929 г. план Юнга, второй план репарационных выплат Германии, был разработан американский бизнесменом и президентом одного из трестов Моргана О. Юнгом. План Юнга преследовал те же цели, что и план Дауэса – восстановление тяжелой германской индустрии, укрепление крупного капитала в Германии. Именно представители американского большого бизнеса способствовали приходу к власти нацистов, благодаря чему американский капитал получил новую сферу приложения – военную. До конца 30-х гг. Германия и США придерживались политики взаимного нейтралитета, полного невмешательства во внутренние дела друг друга.

Курс гитлеровцев на вооружение, прямо нарушавший полностью разоружавший Германию Версальский договор, пользовался широкой поддержкой США. Американский капитал способствовал быстрому возрождению немецкой военной промышленности. План Юнга ликвидировал все формы экономического и финансового контроля над Германией. Основной задачей Банка международных расчетов, формально созданного для учета репарационных выплат, стало льготное финансирование немецкого военно-промышленного комплекса. Через год после принятия плана Юнга Германия прекратила выплату репарационных отчислений, ссылаясь на мировой экономический кризис. И, хотя это не устраивало европейские страны-победительницы, США поддержали Германию и оказали экономическое давление на них для отсрочки выплат по репарациям.

Пред Второй мировой войной в Германии располагалось около 60 филиалов американских концернов. Филиалы американских компаний в Германии обеспечивали Третий рейх танками, грузовиками и другими видами военных поставок. Накануне Второй мировой войны подконтрольные «Дженерал моторз» предприятия выпустили около половины всех немецких автомобилей. «Форд Мотор» содействовал нацистам в обеспечении доступа к стратегическому сырью. За это в 1938 г. Г. Форд был удостоен высшей для иностранца награды Третьего рейха – Большого креста ордена германского орла. Такой же наградой был отмечен и президент компании «Дженерал моторз» Дж. Муни, оказавший поддержку при оккупации нацистами Чехословакии предоставлением новейших технологий топливного производства.

Накануне Второй мировой войны американские корпорации и банки инвестировали около 800 млн. долл. в индустрию и финансовую систему Германии, огромную сумму по тем временам. Из этой суммы только четырьмя крупнейшими корпорациями США более 200 млн. долл. было инвестировано в военную промышленность. «Стандарт-ойл» вложили 120 млн. долл., «Дженерал моторс» - 35, «ИТТ» - около 30 млн. долл., а «Форд» - 17,5 млн. долл.[4]

США стали главным и основным спонсором Германии в восстановлении ее экономики и подготовке к мировой войне. Вторая мировая война была полностью спонсирована американским капиталом и стала возможной лишь благодаря американской финансовой поддержке в нарушение мирных договоренностей, достигнутых по итогам Первой мировой войны. Американский исследователь Р. Эпперсон, оценивая итоги плана Дауэса, отмечал: «Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй мировой войны» [11]. Политика поощрения агрессора, основу которой составляли экономические и геополитические интересы Запада во главе с США, привели мир к глобальной катастрофе под названием «Вторая мировая война».

После вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 г. американские компании продолжали оказывать финансовую поддержку Японии, Италии и Германии, выполняя заказы врагов, поддерживая деятельность американских филиалов в Германии. Для этого требовалось лишь обратиться за получением специального разрешительного документа на ведение хозяйственной деятельности с фирмами, подконтрольными нацистам либо их союзникам. Указ Президента США Ф. Рузвельта от 13 декабря 1941 г. допускал ведение бизнеса с вражескими компаниями, если это не было запрещено министерством финансов США. Американские компании без получали разрешения на поставку вражеским странам необходимых для ведения войны стали, авиационного топлива, деталей радиотехники, двигателей и т.д. Кроме этого, американцы зачастую заключали контракты через английских посредников. Так, с их помощью был заключен контракт между «Стандарт-ойл» и немецким химическим концерном «И.Г. Фарбенидустри» (этот концерн и так был подконтролен американцам, но надо было сделать вид, что с врагом не имеешь никаких отношений) на производство авиабензина в Германии. Самолеты люфтваффе, бомбившие Советский Союз, Великобританию, убивали солдат, как американских, так и британских, заправляясь при этом бензином, который был произведен американской компанией.

Бизнес с противником приносил США высокие прибыли, активная экономическая деятельность Штатов поддерживала мощь военной индустрии нацистской Германии.

Программа ленд-лиза

В рамках программы ленд-лиза США делали бизнес с Англией, СССР и другими странами (в целом их было более 40).

«Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом 11 марта 1941 г., давал президенту «право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы, необходимые для ведения военных действий», если эти действия, по мнению президента, являлись жизненно важными для защиты США.

Концепцией ленд-лиза предусматривалось выполнение страной-получателем помощи ряда условий. Так, сохранившееся и годное к использованию в гражданских целях имущество необходимо было полностью или частично оплатить. Страна-получатель помощи могла оставлять у себя уцелевшие военные материалы, пока США не потребуют их вернуть. Американские поставки до 30 сентября 1941 г., а также отдельные грузы, поставленные сверх установленных соглашениями о поставках в рамках вышеупомянутого закона, были оплачены советским золотом,. Кроме того, часть была компенсирована встречными поставками из СССР по программе т.н. возвратного ленд-лиза.

Российская Федерация как правопреемница Советского Союза закончила выплачивать долги по ленд-лизу в рамках Парижского клуба 21 августа 2006.[6] Наряду с созданием новых рабочих мест в США и выполнением предвыборного обещания («Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах»), поставляя Европе не солдат, а оружие, ленд-лиз позволял США влиять на страны-получатели. Программа ленд-лиза в рамках Нового курса Т. Рузвельта, выведшего США из тяжелейшего внутреннего экономического кризиса, привела к обогащению американских корпораций, побочным эффектом чего явился рост экспансионистских тенденций американского истеблишмента.

Страны-получатели помощи по ленд-лизу обязывались представлять министру финансов США исчерпывающий отчет о своем финансовом положении. Министр финансов США Г. Моргентау-младший назвал этот факт уникальным: «Впервые в истории одно государство, одно правительство предоставляет другому данные о своем финансовом положении». Это давало США серьезные возможности экономического и политического влияния на страны-получатели американской помощи.

США были единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей значительные экономические дивиденды от войны. Не случайно Вторую мировую войну в США зачастую называют «хорошей войной», а американский историк С. Теркели в книге «Правильная война» [16] назвал ее забавой. Операции по ленд-лизу стали одной из ведущих статей в платежном балансе.

Очередным шагом на пути развития имперской политики США стали Бреттон-Вудские соглашения (БВС), приведшие к полному финансовому подчинению стран Западной Европы.

 

Бреттон-Вудские соглашения 1944 г.

В июле 1944 г. в отеле Маунт Вашингтон (поселок Бреттон-Вудс, штат Нью-Гэмпшир) проходила валютно-финансовая конференция, посвященная послевоенному мировому экономическому устройству. Представители США обеспечили построение послевоенной экономики Запада на основе доллара. 44 страны обязались считать свой капитал в долларовом эквиваленте, в международной торговле стало возможным расплачиваться либо долларом, либо золотом. Новая мировая финансово-экономическая система утверждала фиксированные валютные курсы по отношению к американскому доллару и стабильную цену золота в долларах.

Это означало приравнение к золоту доллара, который стал мировой денежной единицей. С этого момента экономика США начала переживать бурный рост.

Важным итогом Бреттон-Вудских соглашений явилось тиражирование финансовой системы США на весь западный мир.

Привязка всех валют к американскому доллару порождает контроль над денежной эмиссией каждой страны, что ведет к их полному подчинению американским банкирам. В рамках Бреттон-Вудской системы для реализации американских национальных интересов был создан Международный валютный фонд (МВФ), призванный контролировать эмиссию национальных валют.

В результате в резервах западных государств находилось не золото, а американские доллары, которые, впрочем, по заявлениям американских представителей, можно обменять на золото без ограничений в Министерстве финансов США. С 1944 г. США начали вывозить ресурсы Западной Европы, наводнив ее своей валютой.

На Бреттон-Вудской конференции советская делегация голосовала за доллар (конкурентом которого был английский фунт), так как для СССР было важно продолжение программы ленд-лиза. Кроме того, Сталин рассчитывал на американскую финансовую помощь после окончания войны. В 1943 г. на встрече в Тегеране Рузвельтом был обещан СССР кредит в 6, а позднее в 10 млрд. долл. Но Сталин был дальновидным политиком: подписав в 1944 г. Бреттон-Вудские соглашения, в декабре 1945 г. он отказался ратифицировать их, осознавая их губительные последствия. В результате почти сразу после этого Советский Союз был объявлен изгоем, «империей зла». США хотели ввести против нашей страны санкции, но передумали, опасаясь прекращения выплат по ленд-лизу.

СССР резко выступил против Бреттон-Вудских соглашений, прекратив исчисление рубля к иностранным валютам на основе доллара, принятое в июле 1937 г.. 1 марта 1950 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР о повышении официального курса рубля [7].

Таким образом, И. Сталин стал одним из первых, кто пытался подорвать систему золотого обеспечения доллара. Это серьезно обеспокоило США, но Сталин пошел гораздо дальше. В апреле 1952 г. с участием стан Восточной Европы и Китая в Москве прошло международное экономическое совещание, на котором обсуждалось создание общего рынка товаров, услуг и капитала, альтернативного долларовому.. Интерес к этой идее проявили Иран, Индия, Афганистан, Индонезия, Мексика, Аргентина, Уругвай, Сирия, Эфиопия, Югославия, а также страны, отказавшиеся от плана Маршалла, - Финляндия, Австрия, Швеция, Ирландия и Исландия. На совещании Сталин впервые предложил создание новой международной системы расчетов на основе рубля, курс которого был привязан к доллару. Смерть Сталина не позволила довести до логического конца эту идею, способную кардинально изменить всю геоэкономическую и геополитическую картину мира.

 

Итоги Второй мировой войны

В результате Второй мировой войны баланс сил между «старыми» великими державами рухнул. США превратились в главную страну капитализма, занимающую доминирующее положение в капиталистическом мире, и единственную страну, обладающую экономическими ресурсами для восстановления разрушенных европейских экономик. К концу войны через предоставление займов и инвестиции США принадлежала почти половина мировой экономики. На их долю приходилось 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса. За время Второй мировой войны их национальный доход США вырос вдвое [8]. Золото ряда европейских стран (Польши, Франции, Бельгии, Норвегии, частично Нидерландов) было вывезено в американский Форт-Нокс.

Как и в Первую мировую, США зарабатывали на военных поставках обеим воюющим сторонам, что лишний раз подтверждает беспринципность их внешней политики. Как и Первая мировая, Вторая мировая война стала фактором бурного роста американской экономики. Экономическая экспансия явилась основным средством империалистической политики США. Сосредоточение в результате военных и промышленных поставок мощных золотовалютных запасов позволило им продолжать агрессивную экономическую экспансию. Империалистическая политика США всегда была направлена на вывоз из захваченных стран всех ресурсов, включая интеллектуальные. Так, после Второй мировой войны около 1600 ученых было вывезено в США для работы, из них 117 ракетчиков.

После Второй мировой войны США существенно усилили экономическое и политическое вторжение в Африку, используя ослабление Франции и Англии. В частности, США получили концессии на разведку нефтяных месторождений в Тунисе, Марокко и Алжире.

 

Американская политика «сдерживания» 1947 г.

Сразу после Второй мировой войны началось жесткое противостояние двух сверхдержав, получившее название «холодной войны». С ее началом США стали всячески культивировать миф о т.н. «советской угрозе», нагнетать атмосферу международной напряженности. Было важно убедить общественное мнение поддерживать любые внешнеполитические действия американского правительства, которые оно совершает якобы для «национальной безопасности». Антикоммунистическая пропаганда была призвана маскировать экспансионистский внешнеполитический курс американского правительства.

Стратегическая внешнеполитическая линия «сдерживания коммунизма», предложенная советником посольства США в Москве  Дж. Кеннаном в 1946 г., была направлена на вытеснение СССР с его позиций и, главное, установление мировой гегемонии США. Благодаря ей внешняя политика США приобрела характер «крестового похода» не только против СССР, но против любых режимов, не удовлетворяющих «демократическим» требованиям США, которые присвоили себе функции мирового жандарма. Политика «сдерживания» реставрировала старую идею «санитарного кордона», в которой под маской борьбы с «советской угрозой» скрывалось стремление к мировому диктату для беспрепятственного доступа к мировым ресурсам. Эта стратегия стала официальным внешнеполитическим курсом администрации Трумэна, получив свое выражение в доктрине Трумэна и плане Маршалла.

 

Доктрина Трумэна

В марте 1947 г. на заседании сената и палаты представителей Трумэн представил свою доктрину, сравнив ее с «доктриной Монро». Последняя провозглашала концепцию невмешательства США во внутренние дела европейских стран («Америка для американцев»: ни одно государство не вмешивается в дела американского  континента, равно как и Америка обязуется не вмешиваться во внутренние дела европейских держав). Трумэн распространил свою доктрину на Европу и Азию, взяв на себя защиту режимов в Греции и Турции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Вся доктрина строилась на исключительности США. Именно концепция исключительности американской нации будет развиваться преемниками Трумэна, а концепция исключительности породит многочисленные конфликты и огромные жертвы. При этом Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с теми мировыми изменениями, которые сочтут правильными.

22 мая 1947 г. вступила в силу «доктрина Трумэна». Санкционировав вмешательство во внутренние дела Ближнего Востока, Конгресс этим одобрил поддержку реакционных режимов во всем мире. В соответствии с ней правительство США решило, в частности, оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае. В Греции и Турции США стремились реализовать военно-стратегические цели, включая укрепление позиций нефтяных американских монополий. Но основным полем внешнеполитических действий Вашингтон в то время считал Западную Европу.

 

План Маршалла 1948 г.

К концу Второй мировой войны перед странами Западной Европы встала проблема восстановления разрушенной экономики. Американская же экономика, напротив, переживала значительный подъем, в большей степени благодаря ВПК и военному бизнесу американских корпораций. В январе 1944 г. Ч. Уилсон, президент корпорации General Motors, призвал к более тесному взаимодействию между ВПК и бизнес-сообществом, чтобы и дальше зарабатывать на «экономике постоянной войны». Крупный американский бизнес стремился к сохранению прибылей, которые он получал во время Второй мировой. Аналитический центр Совета по международным отношениям - частной организации США в сфере международных связей мондиалистской направленности - предложил идею создания инвестиционного плана послевоенного экономического восстановления Европы. В  1946 г. Ч. Споффорд и Д. Рокфеллер представили в этом Совете свой доклад «Восстановление в Западной Европе». Спустя год Дж. Маршалл, госсекретарь США, заявил о формировании плана европейской экономической модернизации. Он был одобрен Конгрессом США, на него было выделено 13 млрд. долл. для 16 государств Западной Европы [10].

Хотя план Маршалла преподносился как акт редкой американской щедрости, как исключительно экономический и даже филантропический проект, он был нацелен на выгоды продвигающим его американским корпорациям. Так, У. Клейтон, заместитель министра экономики США, участвовавший в разработке этого плана, от реализации плана Маршалла получал 700 тыс. долл. в год. А его компания Anderson, Clayton & Co заработала на его осуществлении около 10 млн. долл. [13]. В комиссию по разработке плана Маршалла вошли бывший госсекретарь США и директор Совета по международным отношениям Г. Стимсон, госсекретарь США Д. Ачесон, председатель правления General Electric Ф. Рид и другие представители бизнес-сообщества.

В результате реализации плана Маршалла к 1963 г. во Франции, например, американские корпорации контролировали около половины рынка нефти и нефтепродуктов, рынка синтетического каучука, чуть больше рынка телекоммуникационных технологий. В послевоенной Европе осуществление плана Маршалла, представлявшего собой экономическую основу «доктрины Трумэна», стало одним из ярчайших примеров реализации стратегии продвижения политических и корпоративных интересов США.

Почти сразу после вступления в силу этого плана госсекретарь США Д. Ачесон объявил в правительстве Трумэна: «Данные меры по восстановлению и реконструкции лишь отчасти руководствуются гуманитарными соображениями. Тот проект, который одобрил конгресс и сейчас проводит наше правительство, в первую очередь, является вопросом национальных интересов США». Страны, на которые распространялась программа экономической помощи, включались в замкнутую экономическую систему, в которой американское преобладание было неоспоримым. Тем самым ведущие европейские страны оказались в экономико-политическом подчинении США, а их рынки стали открытыми для американского экспорта. По мнению некоторых аналитиков, «внешняя экономическая помощь является …инструментом, с помощью которого государство-донор оказывает прямое влияние на страны, ее принимающие» [15].

Это универсальный механизм подчинения стран – получателей экономической помощи, так как она имеет и политические последствия. Так, министр торговли США А. Гарриман заявлял: «Экономическая помощь является, возможно, наиболее эффективным оружием в нашем распоряжении. Мы могли бы оказывать влияние и вести политические события в Европе в том направлении, которое выгодно нам». Это высказывание полностью подтверждается политической ситуацией в Италии и Франции, где в рамках реализации плана Маршалла коммунистические партии, пользовавшиеся широкой поддержкой, оказались выдавленными из правительства. Для американского капитализма коммунизм всегда представлял собой угрозу, и не по идеологическим причинам, а потому, что страны с коммунистической системой выступают против корпоративной системы капитализма.

Борьба с коммунизмом являлась борьбой за ресурсы и рынки сбыта. Капиталистическая система боялась распространения в Европе социалистических идей, способных ограничить корпоративный рост. Цель крупных корпораций - дальнейший рост бизнеса и освоение новых рынков. Препятствием на этом пути являются стремления отдельных правительств использовать ресурсы, которые требуются для роста американских корпораций, на другие цели. В этом контексте любая идеология (коммунизм, национализм и т.д.) препятствует корпоративному развитию, что противоречит национальным интересам США.

План Маршалла имел военно-политическое назначение. По сути, он положил основу Североатлантическому союзу (1949), военно-политическому альянсу 12 (на тот момент) европейских стран, своего рода «трансатлантическому форуму», на котором страны-союзницы проводят консультации по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.

Учитывая, что в мировой практике торговля и ресурсы всегда были связаны с использованием военной силы, развитие имперской политики США в основном состояло в коммерческом продвижении американской продукции и установлении контроля над зарубежным рынками для получения доступа и контроля над мировыми ресурсами.

С 1952 г. и дальше помощь США была сосредоточена на формировании военной силы в Западной Европе. За 10 лет было выделено около 50 млрд. долл. в виде американской помощи 90 странам по всему миру. Из этой суммы лишь 1/10 часть была выделена на экономическое развитие этих стран.

 

Заключение

Доктрина Трумэна и план Маршалла стали неотъемлемыми элементами новой стратегической линии Вашингтона [12]. Они сформировали послевоенный курс США. Взаимосвязь доктрины Трумэна и плана Маршалла состоит в их геополитической значимости. Доктрина Трумэна способствовала формированию зоны американского влияния на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и Персидском заливе. В результате важный стратегический регион мира, «нефтяная жила», превратился в зону «жизненно важных интересов» США (если в 1938 г. на долю Штатов приходилось около 14% добычи ближневосточной нефти, то в 1951 г. - уже 57,8%) [2].

План Маршалла привел к расширению географических рамок применения стратегии «сдерживания», закрепив американские позиции в странах Западной Европы. Создание НАТО, военной составляющей стратегии «сдерживания», связало европейские государства и США кандалами т.н. трансатлантической солидарности при главенствующей роли США.

Результатом ослабления экономических, политических и других барьеров против экономической и политической экспансии США стала «американизация» Западной Европы. США все более привязывали к себе ее для максимального использования ее экономических ресурсов и военного потенциала в стратегии мировой гегемонии Вашингтона.

В дальнейшем имперский характер внешней политики США последовательно формировался на основе «доктрины Эйзенхауэра», «доктрины Кеннеди» и т.д. вплоть до современности. Основным содержанием доктрин всегда была направленность на сохранение американского доминирования, курса на достижение мирового господства, сохранение имперского превосходства США любой ценой.

 

Литература.

1.            Вступление США в Первую Мировую Войну. Военный сайт. 06.12.2013 - http://www.best-army.ru/archives/2384 (дата обращения: 19.10.2017)

2.            История дипломатии / Под ред. А.А. Громыко, И.Н. Земскова, В.А. Зорина, В.С. Семенова, М.А. Харламова. М.: Политиздат, 1974. Т. 5. С. 251.

3.            Киссинджер Г. Дипломатия. Изд-во: М., ЛОДОМИР, 1997. С.25.

4.            Компании, которые помогали нацистам. Энциклопедия оружия. 24.11.2015 - https://weapon.temadnya.com/766610304222103677/kompanii-kotorye-pomogali-natsistam/ (дата обращения: 19.10.2017)

5.            Лазнев А. Роль США в восстановлении Германии после Первой мировой войны // Вестник Башкирск. ун-та. 2010. №3. - http://cyberleninka.ru/article/n/rol-ssha-v-vosstanovlenii-germanii-posle-pervoy-mirovoy-voyny (дата обращения: 20.10.2017)

6.            Наука, общество, оборона. Сетевое издание. Ленд-лиз. - https://www.noo-journal.ru/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA %D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/1943/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7/ (дата обращения:11.10.2017)

7.            Постановление Совета министров СССР «О переводе рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют» от 28 февраля 1950 года // ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР от 1 марта 1950 г., № 51 (10200)

8.            Тимошина Т. Экономическая история зарубежных стран / Издание десятое, переработанное и дополненное. Под редакцией проф. М.Н. Чепурина.М.: Юстицинформ, 2016. - 740 с.

9.            Чернышев Н. Капиталистическая монополия и милитаризм, Москва, 1987, с. 15-25. - https://politzkovoi.livejournal.com/5921.html (дата обращения 20.10.2017)

10.          Экономическая история зарубежных стран: Учеб. Пособие: 4-е изд., доп. и перераб. / Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под ред. проф. В.И. Голубовича. – Мн.: Интерперссервис, Экоперспектива, 2003. - С. 385

11.          Эпперсон Р. «Невидимая рука, или взгляд на историю как на заговор»: Изд-во: Образование-Культура, 1996, С.294

12.          Nye J. S. Bound to Lead. The Changing Nature of American Power. Basic Books, 1990. Р.91

13.          Pilisuk M. Who Benefits from Global Violence and War: Uncovering a Destructive System, Praeger Security International, 2007, 316 p.

14.          Papers relating to the Foreign Relations of the United States, with the address of the president to con[[[gress December 8, 1914, p.443-444 - https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1914/pg_443 (дата обращения 18.10.2017)

15.          Ruttan V. Rapidly changing world challenges U.S. Policy // Forum for applied research and public policy. Knoxville. Winter 1997. N 4. Р. 53

16.          Terkel S. The Good War An Oral History Of World War Two, Knopf Doubleday Publishing Group, 1984. 608 p.

17.          Wilson H. Diplomatic episodes in Mexico, Belgium and Chile, New York. 1927. p. 230-304

18.          Wilson W. The New Democracy, vol. 2, p. 229.

комментарии - 5
ehoslulagayic 16 декабря 2018 г. 10:32:16

[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] <a href="http://onlinebuycytotec.site/">onlinebuycytotec.site.ankor</a>

bexaezufe 16 декабря 2018 г. 11:04:27

[url=http://doxycycline-cheapbuy.site/]doxycycline-cheapbuy.site.ankor[/url] <a href="http://onlinebuycytotec.site/">onlinebuycytotec.site.ankor</a>

Вячеслав 2 сентября 2019 г. 17:34:55

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 389-60-30 Вячеслав.

Алексей 5 сентября 2019 г. 22:37:05

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 200-42-68 Алексей.

Евгений 12 октября 2019 г. 16:20:17

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (952) 275-09-77 Евгений.

Мой комментарий
captcha