Официальные извинения    8   10094  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    132   22933  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    710   65357 

Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России

Формирование цифровой экономики в системе международных отношений

Поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина о разработке и принятии в России концепции развития цифровой экономики, данное в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 г., представляется крайне своевременным и необходимым шагом в условиях происходящей трансформации мировых хозяйственных отношений [11].

Глобализация и бурное развитие технологий в последние десятилетия XX и начале XXI в. привели к переходу от индустриального общества к постин­дустриальному в развитых и во многих развивающихся странах.

Американский философ и футуролог Элвин Тоффлер писал, что в пе­риод «третьей волны» в истории человечества (первая — аграрная, вто­рая — индустриальная, третья — постиндустриальная) информация ста­новится основным видом производимого товара, а суммарные знания людей будут увеличиваться в геометрической прогрессии [13].

Однако наиболее значимым следствием перехода к постиндустриаль­ному обществу стала цифровизация производства и коммуникаций, что привело к появлению и развитию цифровой экономики, характеризую­щейся глобальным охватом.

Стоит отметить, что целенаправленные действия основных мировых держав во многом подготовили почву для ее формирования. Так, Оки­навская хартия Глобального информационного общества, принятая на саммите G8 22 июля 2000 г., определила основные направления работы органов власти указанных стран на пути к информационному общест­ву. К их числу относились проведение экономических и социальных реформ с целью создания максимально благоприятных условий для использования информационных технологий во всех сферах жизнеде­ятельности, разработка информационных сетей (создание инфраструк­туры) и подготовка кадров [10].

В ходе Всемирной встречи на высшем уровне в Женеве (2003 г.) была принята Декларация принципов, провозгласившая в качестве глобальной задачи на XXI в. построение информационного общества посредством обеспечения инклюзивного доступа к информационным технологиям [5].

Принятые меры привели к резкому удешевлению технологий широ­кополосной связи, распространению стационарных компьютеров и мо­бильных устройств, что обеспечило доступ к Интернету большей части человечества. В результате сегодня даже население бедных африканских стран может пользоваться ресурсами глобальной сети посредством де­шевых мобильных устройств — хотя в то же время не может полноцен­но питаться и обеспечивать основные жизненные потребности. Данные Всемирного банка ярко демонстрируют интенсивность внедрения циф­ровых технологий.

К настоящему времени сложилась цифровая экономика — много­составная цифровая экосреда, функционирующая на основе высо­кокачественной ИКТ-инфраструктуры, в которой обеспечиваются потребности потребителей, бизнеса и государства, а также их вза­имодействие между собой. Рост оборотов электронной коммерции, увеличение количества криптовалют, цифровая медицина и многое другое — определяющие параметры и составляющие цифровой эко­номики. С учетом смены технологических укладов и появления ка­чественно новых технологий (блокчейн, большие данные, Интернет вещей и пр.) потенциал роста цифровой экономики, по сути, не ог­раничен.

Факторы развития цифровой экономики

Ряд исследователей и экспертов считают цифровую экономику новым пузырем на мировых фондовых рынках. Действительно, многие лидеры рынка высоких технологий имеют высокие коэффициенты риска к до­ходности и сверхвысокую капитализацию, значительно превышающую балансовую стоимость. Тем не менее в долгосрочной перспективе циф- ровизация производства и, соответственно, дальнейшее развитие циф­ровой экономики не остановятся. Среди факторов ее развития — рост доли так называемых представителей поколения «Y» (миллениалов) в общей структуре рынка труда.

В результате пристрастия к цифровым технологиям миллениалы (или, как их еще характеризуют, первое цифровое поколение) имеют другие вкусы и жизненные цели по сравнению со своими родителями, что полностью трансформирует привычные маркетинговые стратегии и модели макроэкономического прогнозирования.

Так, любовь молодежи к смартфонам стала одной из главных причин широкого развития цифровых финансовых технологий, которые позво­ляют за секунды совершать необходимые транзакции, минуя при этом банковских посредников, а появившиеся финансово-технологические платформы предоставляют молодым людям колоссальные возможно­сти инвестирования. Исследования показывают стабильный рост объ­ема привлекаемых инвестиций финансово-технологическими компа­ниями, занимающимися управлением активами. Так, в первом квартале 2016 г. объем привлеченных инвестиций в указанную сферу составил 1,9 млрд долларов, что стало рекордом за все время наблюдений. При этом сама отрасль выросла более чем в шесть раз: с 400 млн в 2010 г. до 2,6 млрд долларов в 2016-м [21].

В последние годы приходит все больше новостей об ограничении ис­пользования наличных денег. Так, борьба с теневым сектором подтол­кнула правительство Индии к изъятию из оборота купюр в 500 и 1 тыс. рупий, на которые приходилось 86% наличности. По этому же пути идут скандинавские страны, Южная Корея [1]. В 2016 г. Тунис и Сенегал стали первыми странами, запустившими цифровую валюту на основе техно­логии распределенного реестра данных (блокчейн) [12].

Распространение цифровых валют, финансово-технологических платформ и растущее применение технологии блокчейн станут одной из фундаментальных основ дальнейшего развития цифровой экономи­ки как глобальной цифровой экосреды.

Еще одна причина — возможности, которые создаются для малого и среднего предпринимательства (МСП). В условиях стагнации доходов среднего класса МСП вынуждено сокращать издержки путем снижения затрат на аренду помещений и сокращения рабочих мест. Использование цифровых платформ и перенос операционной деятельности в «онлайн» становятся одним из механизмов экономии. Подобная модель приносит выгоду указанным компаниям также вследствие плохого качества логи­стической инфраструктуры и удаленности от центров торговли. Рост ка­питализации Amazon, AliBaba и прочих ритейлеров, предоставляющих возможность (в том числе компаниям МСП) торговать своей продукцией по всему миру, а также увеличивать количество интернет-пользователей, вовлеченных в покупки онлайн, подтверждают вышесказанное.

Таблица

Количество интернет-покупателей в мире в 2013 и 2018 гг.

(прогноз Конференции ООН по торговле и развитию)

Онлайн-покупатели как доля в:

 

Всего, в млн

Рост(%) 2013-2018

Распределение онлайн-поку­пателей (%)

Населе­ние (%)

Интернет-

пользователи

(%)

 

2013 г.

2018 г.

 

2013 г.

2013 г.

2013 г.

Азия и Океания

460,3

782,4

70

42,6

14,9

42,1

Западная Европа

182,3

210,2

15

16,9

49

64

Северная Америка

172,3

203,8

18

16

59,7

72

Ближний Восток и Африка

93,6

170,6

82

8,7

7,1

31,3

Латинская Америка

84,7

139,3

64

7,8

18,6

28,2

Центральная и Восточная Европа

86,4

117,4

36

8

24,1

41,6

Мир

1079,6

1623,7

50

100

15,2

41,3

Источник: [25].

 

 

 

Дополнительным фактором развития цифровой экономики является удобство предоставления услуг в цифровой сфере по сравнению с тра­диционными видами торговли, а также понимание того, что электрон­ная торговля может стать одним из драйверов экономического роста.

Понимание этого, а также возможность получения дополнительных источников дохода побудило Европейскую комиссию пойти по пути со­здания единого цифрового рынка. Анализ развития сегмента электрон­ной коммерции в странах Европейского Союза позволил экспертному и деловому сообществу Брюсселя утверждать, что электронная торговля в ЕС недостаточно развита, и создание единого цифрового рынка позво­лит получать ежегодно около 490 млрд евро при одновременном росте количества рабочих мест [18]. Индекс DESI, составленный для измере­ния результатов реализации стратегии построения единого цифрового рынка в ЕС, показывает, что за последние три года европейские страны сделали серьезные шаги в указанном направлении. Основываясь на ана­лизе таких пяти интегральных показателей, как цифровые сервисы пре­доставления государственных услуг, внедрение цифровых технологий, использование Интернета, развитие человеческого капитала и доступ к Интернету, индекс показывает поступательное развитие единого циф­рового рынка ЕС при незначительном снижении динамики в 2016 г. по сравнению с 2015-м [20].

В целом в зарубежной и российской экспертной среде превалирует мнение о том, что развитие цифровой экономики будет способствовать росту производитель­ности труда, увеличению добавленной сто­имости и созданию новых рабочих мест.

В целом в зарубежной и российской экспертной среде превалирует мнение о том, что развитие цифровой экономики будет способствовать росту производительности труда, увеличению добавленной стоимости и созданию новых рабочих мест. На прошедшей 21—23 июня 2016 г. в Мексике встрече министров стран ОЭСР, посвященной развитию циф­ровой экономики в мире, участники сделали ряд прогнозов. По их мне­нию, 60% нынешних детей будут заниматься профессиями, которые еще даже не придумали. Интересно сделанное заявление о росте в перспекти­ве пяти лет производительности труда на 5—10% в компаниях, которые станут более эффективно выстраивать механизмы работы с большими данными. К 2022 г. количественный рост приборов и вещей, подклю­ченных к Интернету, в домохозяйствах стран ОЭСР превысит 14 млрд единиц. И наконец, прогнозируется резкий рост объемов электронной торговли в сегментах B2B, B2C, B2G [26].

Тем не менее оптимистичные прогнозы развития цифровой экономи­ки не снимают рисков ликвидации рабочих мест из-за автоматизации. Вызываемая этим социальная нестабильность станет одним из главных вызовов для государств в новых реалиях цифровой экосреды.

Государственный контроль и цифровые технологии

Трансформация мировой экономики под воздействием описанных процессов актуализирует задачи изменения традиционных механизмов госконтроля за новыми реалиями цифровой экосреды. Ведь цифровая экосреда — триггер постоянных видоизменений форматов функцио­нирования сложных социально-экономических систем, которые тра­диционно выступали объектами управления со стороны государства. Развитие цифровых технологий и новые возможности, которые они предоставляют бизнесу, приводят к росту разнообразия форм объектов управления, их постоянному изменению. Это создает новые вызовы для систем управления, т. к. один из фундаментальных кибернетических принципов заключается в требовании к субъекту управления обладать тождественными управляемому им объекту способностями к адаптации и разнообразию функционирования (закон разнообразия) [9].

Возрастание потоков информации и количества и качества способов ее анализа — основные движущие силы трансформации управленче­ских механизмов и моделей прогнозирования в бизнес-структурах.

Аналитика больших данных значительно повышает эффективность управления в коммерческих структурах и позволит им снизить издерж­ки производства. Доступ к большим массивам данных дает большие преимущества коммерческим структурам по всему миру и в части про­гнозирования потребительского поведения. Возможность составить «цифровой портрет» любого человека и формирование на этой основе баз открытых данных значительно увеличивают ресурсы частного ка­питала. Помимо этого, новые алгоритмы работы с базами геоданных, разработанные компаниями IBM и ESRI, создали потенциал совмещения пространственных географических и погодных данных с бизнес-анали­тикой, что также дает преимущества различным корпорациям в части прогнозирования спроса на тот или иной товар при различных погод­ных и географических условиях [7].

Рост прибыли компаний за счет использования новых алгоритмов обработки больших данных укрепит и без того сильные лоббистские позиции частного капитала. А новые методы управления, основанные на синтезе классических и сетевых схем, позволят оптимизировать управленческие процессы корпораций [6].

Одно из следствий подобного усиления коммерческого сектора в условиях цифровой экосреды — формирование дисбалансов в фун­кционировании устоявшихся иерархических моделей государственного управления, что влечет за собой дополнительные риски с точки зрения устойчивого экономического развития и национальной безопасности. Использование коммерческим сектором информационных технологий создает потенциал децентрализации в управляемых государством соци­ально-экономических системах, особенно с учетом зачастую недоста­точного развития инфраструктуры в регионах. Эта ситуация имеет место во всех государствах вне зависимости от уровня их развития. Так, о ри­ске эрозии государства под воздействием технологического прогресса заявил Национальный разведывательный совет США в опубликованном в январе 2017 г. докладе «Глобальные тренды: парадоксы прогресса» [24].

Анализ стратегий развития цифровой экономики, принятых в разных странах, позволяет утверждать, что подавляющее число развитых стран, уделяющих внимание развитию данной отрасли, сосредоточивают свои действия на создании благоприятных условий для ведения бизнеса и поддержке цифровой инфраструктуры. Согласно ежегодному обзору развития цифровой экономики ОЭСР, меры, направленные на адапта­цию государственных контролирующих органов ЕС к реалиям цифро­вой экосреды, в большинстве случаев сводятся к укреплению концепции электронного правительства, предоставляющего государственные услу­ги населению в цифровом виде, и поддержанию больших баз открытых данных [19]. В отмеченной в этом исследовании стратегии создания еди­ного цифрового рынка в ЕС положение о снятии торговых барьеров в сфере электронной коммерции стало основным направлением работы.

Иными словами, цифровая экосреда увеличивает преимущества част­ного сектора перед государственным. Сфера цифровой экономики ста­новится новым полем, на котором государственный контроль уступает место приоритетам бизнеса. Появление и развитие прорывных цифро­вых технологий, включая обработку информации, повышает скорость реакции бизнеса на различные варианты событий, что усугубляет фак­тор неопределенности при управлении сложными социально-эконо­мическими системами (СЭС). В условиях роста потоков информации неполная наблюдаемость происходящих в СЭС процессов не является проблемой для крупных корпораций, учитывая наличие у них регио­нальных сетей дата-центров. Однако это становится негативным фак­тором в части прогнозирования и принятия стратегических решений традиционными государственными иерархическими структурами.

Такая ситуация складывается не везде. Наряду с задачей создания благоприятного инвестиционного климата такие государства, как США и Великобритания, используют новые цифровые технологии для уси­ления своего контроля над политико-экономическими процессами как на своей территории, так и в других странах.

Усложнение управленческой деятельности заставило руководство США обратить более пристальное внимание на использование алго­ритмов больших данных для прогнозирования социально-экономиче­ского и политического развития. В марте 2012 г. администрация Барака Обамы запустила инициативу о начале работы по изучению и исполь­зованию больших данных в системе государственного управления США, которая в мае 2016 г. была преобразована в одноименную целевую стра­тегию [16]. Последовавшие ежегодные отчеты под названием «Большие данные: исследования и разработки» затрагивали разные сферы жизне­деятельности, начиная со счетчиков электроэнергии в домохозяйствах и заканчивая агрегированными данными промышленных компаний в США. Исследования финансировались Управлением перспективных исследовательских проектов при Министерстве обороны США (DARPA) и Национальным научным фондом США.

Полученные результаты позволили создать алгоритмы, которые дают возможность федеральным органам власти применять аналитику боль­ших данных для прогнозирования социально-экономических явлений и реагировать на это необходимым образом. В качестве результатов ис­пользования аналитики больших данных федеральными органами влас­ти с точки зрения улучшения качества контроля над социально-эконо­мическими процессами можно назвать применение соответствующих алгоритмов Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC). Ис­пользование SEC подобных алгоритмов позволяет в оперативном режи­ме идентифицировать аномальную торговую активность в ходе торгов на фондовых биржах, что снижает риски финансового мошенничест­ва. Применение аналитики больших данных Федеральным агентством жилья США (FHA) дает возможность прогнозировать колебания про­центных ставок, строить различные модели поддержания приемлемого уровня рентабельности капитала, активов и инвестиций в управляемых им фондах, а также прогнозировать их будущие денежные потоки [22].

В части технического применения алгоритмов работы с большими данными в США особое внимание было уделено разработке програм­мно-аналитических комплексов, которые устанавливаются в феде­ральных органах власти и дают возможность оперативного анализа и принятия необходимых стратегических решений. Все гиганты аме­риканского IT-сектора соревнуются в сфере предоставления продуктов для федеральных органов власти. Ярким примером организации взаи­модействия государства и бизнеса на этом направлении может служить деятельность компании 18F — структурного подразделения Админи­страции общих служб США. Получая государственные заказы, 18F зани­мается разработкой программных комплексов под конкретную задачу. Направления реализованных компанией проектов разнообразны: со­здание специализированного комплекса для разработки официальных сайтов федеральных ведомств, подготовка открытой платформы для мо­ниторинга целевого расходования средств из федеральных источников, написание программных интерфейсов для оперативного электронного регулирования различных сфер деятельности и многие другие [15].

Лидером в области применения аналитики больших данных в ЕС можно считать Великобританию. В 2012 г. знаменитый британский ученый-физик, создатель Всемирной паутины сэр Тим Бернерс-Ли вы­делил большие инвестиции для организации независимого Открытого института данных, который стал во многом выполнять функции пра­вительственного мозгового центра по мониторингу и прогнозирова­нию развития этой отрасли в мире. Рекомендации института позволи­ли оптимизировать контрольные и надзорные функции правительства и способствовать организации одной из наиболее передовых иннова­ционных национальных систем в мире. Помимо этого, в стране органи­зована целая сеть институтов соответствующей проблематики, включая исследовательский центр в области больших данных при Кембридж­ском университете.

Развивающиеся страны также используют новейшие технологии для модернизации госуправления даже в условиях отсутствия необходимых кадров и проблем с инфраструктурой. Яркий пример — реализованная по инициативе бывшего премьера Пакистана Беназир Бхутто програм­ма NADRA (National Database & Registration Authority). В результате целе­направленных действий центрального руководства была создана одна из крупнейших в мире биометрических баз данных, которая значитель­но повысила эффективность пограничного контроля и снизила уровень преступности. Орган, координирующий работу указанной системы, был создан при министерстве внутренних дел Пакистана в виде специализи­рованного департамента.

Тенденция к использованию новейших технологий в области гос­управления прослеживается и в других развивающихся странах. Это позволяет утверждать, что в условиях цифровой экосреды классическое государство с сильной центральной властью получит новые инструмен­ты контроля над процессами, протекающими внутри управляемых ими сложных социально-экономических систем, и это будет способствовать укреплению национального суверенитета.

Геополитические риски и кибербезопасность

Как показано выше, цифровая экосреда предоставляет большие воз­можности поступательного развития экономики, способствует появле­нию новых точек роста, повышает эффективность государственного контроля. Однако в новых условиях геополитические противоречия между ведущими государствами становятся одним из основных рисков с точки зрения обеспечения вопросов национальной безопасности.

Анализ открытых концептуальных документов и программ ведущих военных и разведывательных ведомств западных стран (в первую оче­редь США и Великобритании) позволяет утверждать, что цифровая экосреда воспринимается ими в качестве нового и главного поля борь­бы с основными геополитическими противниками в XXI в. Новейшие технологии — прежде всего в виде алгоритмов обработки больших данных и в целом работа с большими массивами информации — ле­жат в авангарде процессов поиска этими странами новых механизмов геополитического воздействия на своих оппонентов. Вычисления на ос­нове больших данных, которые во многих странах находятся в откры­том доступе, дадут возможность прогнозировать не только направления развития той или иной отрасли экономики отдельно взятой страны, но и в целом поведение граждан. Это открывает перспективы разработки когнитивного оружия, целью которого станет воздействие на поведение людей в целях дестабилизации внутриполитической обстановки и из­менения внешнеполитического курса того или иного государства.

Опубликованный в 2013 г. Институтом оборонного анализа в США до­клад «Pathways to Cooperation between the Intelligence Community and the Social and Behavioral Science Communities» кратко описывает стратегиче­скую инициативу Агентства передовых исследований «Minerva Research Initiative» в сфере разведки (IARPA), согласно которой разработка ме­тодов управления коллективным поведением на основе больших дан­ных становится одной из важнейших задач в сфере национальной без­опасности. Министерство обороны Великобритании в своем докладе «Global Strategic Trends out to 2040» также делает ставку на управление групповым поведением людей [8].

Особое внимание в связи с этим обращает на себя динамика финанси­рования проектов разведывательных сообществ США и Великобритании, связанных с обработкой больших данных. Агентство DARPA за последние пять лет таргетировало значительные средства на разработку направле­ний, связанных с анализом данных. Среди прочих известно о финанси­ровании таких проектов, как информационная разведка в зарубежных медиа и анализ взаимосвязей пользователей в социальных сетях [17].

С помощью подобных проектов можно организовать «промывку моз­гов» граждан той или иной страны для подчинения своему влиянию, что создает благодатную почву для организации государственных перево­ротов. Яркий пример — так называемая «арабская весна» 2011 г., кото­рая за считанные дни захлестнула целый ряд стран Северной Африки и Ближнего Востока благодаря распространению идей революции и призывов к свержению «коррумпированных и антинародных» режимов через социальные сети. Символично, что некоторые эксперты назвали ее «twitter-революцией», подчеркивая роль сетей в подготовке и разжи­гании гражданских войн в регионе. Переворот на Украине в 2014 г. так­же вписывается в эту линию. В этих революциях эксперты видят руку Вашингтона и отмечают большую роль «цифровой дипломатии» амери­канского истеблишмента.

Использование в указанном формате информационных техноло­гий — новая разновидность геополитических рисков. Но в новых усло­виях цифровизации уже ставшие известными методы воздействия на инфраструктуру противника также получают интенсивное развитие.

Применение в 2007 г. против иранской ядерной программы вируса Stuxnet назвали «стартом гонки вооружений в киберпространстве». Раз­работав и внедрив специальное вредоносное обеспечение в програм­мное управление на иранском ядерном заводе в Натанце, специалисты АНБ в США заставили ядерные центрифуги разрушиться [3]. Специа­листы Лаборатории Касперского утверждают, что применение вируса Stuxnet стало лишь прологом к совершенствованию подобного вида оружия. Их исследования выявили в ходе так называемой «арабской ве­сны» более изощренное кибероружие, ставшее известным под названи­ем «Flame». Взаимосвязь вирусов Flame и Stuxnet неоспорима. В отличие от последнего, Flame не разрушает инфраструктуру, а похищает всю ин­формацию, хранящуюся на жестких дисках, включая запись разговоров и секретную документацию. При этом невозможно отследить, куда и по каким каналам направляется похищенная информация [4].

Использование больших данных в указанном формате, совместно с целенаправленными действиями по разработке шпионского и вредо­носного программного обеспечения, серьезно повышает уровень угрозы национальной безопасности. Последние события мировой политики и частое фигурирование в конфликтах фактора «цифровой дипломатии» США дают основание предполагать, что американское правительство ис­пользует интернет-пространство как инструмент распространения своего влияния. Создаются все необходимые условия для сохранения доминиро­вания США: начиная от финансирования строительства сети дата-центров по всему миру, использования данных из соцсетей и заканчивая выдачей американскими компаниями доменных имен сайтам всех стран мира.

На этом фоне концепция «суверенизации Интернета», принятая в разных странах и подразумевающая контроль за интернет-пространством в преде­лах национальной юрисдикции, выглядит как вполне благоразумный шаг, позволяющий нивелировать негативное влияние указанных рисков.

Потенциал использования цифровых методов контроля в России

Описанные последствия формирования цифровой экосреды влияют и на Россию. Подобно другим странам, она сталкивается как с новыми разновидностями геополитических рисков в сфере цифрового кибер­пространства, так и со сложностями в области определения путей раз­вития механизмов госуправления.

В отношении цифровых механизмов контроля над социально-эко­номическими процессами стоит отметить, что наша страна является одним из первых в мире государств, которые задумались о внедрении интеллектуальных систем управления народным хозяйством. В начале 1960-х гг. академик АН СССР Виктор Глушков предложил новую систе­му информационного обеспечения высших органов власти. Предло­женный им проект Общей государственной системы учета и обработки информации (ОГАС) подразумевал создание сети вычислительных цен­тров в региональных центрах СССР. Вся информация о хозяйственной активности региона должна была агрегироваться в них с последующей аналитической обработкой. При этом федеральный центр должен был иметь возможность в любое время получать оперативный доступ к ин­формации в любом регионе.

Создание подобной сети значительно упростило бы информацион­ное обеспечение высших органов власти СССР, ответственных за макро­экономическое планирование. Глушков считал, что реализация проекта ОГАС поможет улучшить функционирование системы государственного контроля и планирования, а также позволит оперативно обрабатывать огромные потоки информации (в наше время это назвали бы системой обработки больших данных). Однако из-за дороговизны проекта, кото­рая, по замыслам его инициаторов, должна была превысить суммарные расходы на космическую и атомную программы в СССР, ОГАС была реа­лизована в незначительной части.

В западных странах верно оценили потенциал идей академика В. Глушкова: развернули против него враждебную информационную кампанию и воспользовались его идеями, создав фундамент развития отрасли анализа больших данных.

Органы федеральной власти и экспертное сообщество нашей страны понимают, что повторение ошибок прошлого грозит самыми печаль­ными последствиями. В различных ведомствах и госкорпорациях стали активно внедрять автоматизированные системы управления, позволя­ющие осуществлять мониторинг социально-экономического развития регионов России и исполнения региональных бюджетов. Особое место занимают государственные информационные системы (ГИС), создан­ные на базе Федерального казначейства. Различные корпорации также развивают свои информационные порталы — такие, например, как пор­тал бизнес-навигатора МСП при Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, ТАСС-Бизнес и т. д. Потенци­ал использования в России подобных систем, основывающихся в том числе на алгоритмах анализа больших данных, необычайно широк вви­ду низкого уровня автоматизации.

Как и другие страны, Россия идет по пути создания электронного пра­вительства, запуская необходимые сопутствующие сервисы. Так, начало работы портала открытых данных Российской Федерации позволило улучшить позиции нашей страны в престижных международных рей­тингах — в том числе в индексе открытых данных, рассчитываемом Все­мирным банком, в котором наша страна находится на 61-м месте с ре­зультатом в 30% открытости деятельности [23].

Работу в указанном направлении можно усилить более активными разработками и внедрением национальных информационных систем поддержки принятия решений. Особое внимание стоит при этом уде­лить российским производителям программного обеспечения, которые должны получать льготы при разработке указанных систем. Это повы­сило бы эффективность управления сложными социально-экономиче­скими системами со стороны существующих и планируемых коорди­нирующих органов на федеральном уровне, на которые бы замыкались созданные системы автоматизированного контроля. Представляется важным интенсифицировать соответствующие работы с субъектами Российской Федерации — в том числе по линии созданного в России Института развития Интернета.

Существующая в России проблема анализа эффективности функцио­нирования сети региональных институтов и корпораций развития, а также трат выделенных им бюджетных средств может быть решена со­зданием на высшем уровне координирующего органа, который мог бы оперативно анализировать информацию посредством запуска соответ­ствующей автоматизированной сети информационного обеспечения. Подобная система позволяла бы не только повышать эффективность контроля над сетью региональных институтов развития, но и осуществ­лять оперативный мониторинг социально-экономической активности в регионах. Для снижения рисков предоставления недостоверных дан­ных система передачи информации в федеральный координирующий орган могла бы функционировать на основе технологии распределен­ного реестра данных (блокчейн).

Опыт DARPA в США (проект Media Forensic) показывает, что схожие механизмы использования автоматизированных систем и алгоритмов обработки больших данных можно было бы использовать не только в сфере мониторинга процессов, протекающих внутри управляемых национальных социально-экономических систем, но и в сфере ана­лиза и выявления трендов мировой политики и экономики. Создание соответствующего механизма посредством установки программного обеспечения в высших органах власти, отвечающих за выработку внеш­неполитической стратегии государства, значительно повысило бы ско­рость реагирования на важные международные события. Практическим воплощением указанной инициативы могла бы стать организация от­дела анализа больших данных в структуре Экспертного управления при Администрации Президента Российской Федерации, а также соответст­вующих органов внутри основных силовых ведомств, отвечающих за оперативный мониторинг внешней и внутренней политической актив­ности и безопасность (ФСО, ФСБ, СВР). Между ними должна быть пред­усмотрена тесная координация. Результаты оперативного мониторинга в сфере внутренней и внешней политики и экономики должны предо­ставляться первым лицам государства.

В качестве пилотного проекта по тестированию подобной системы можно было бы организовать лабораторию анализа больших данных при органе, близком к высшим органам власти России.

С технической точки зрения представляется целесообразным интен­сифицировать процесс разработки и установки специальных програм­мных комплексов поддержки принятия решений для служащих экспер­тных департаментов высших органов власти.

Указанные инициативы крайне сложны для реализации в условиях полного вовлечения российского сегмента сети Интернет в мировую интернет-сеть. В связи с этим знаковым событием стало выступление В. Путина на медиафоруме «Общероссийского народного фронта», на котором он особо отметил, что Интернет был задуман как особый про­ект ЦРУ США и продолжает развиваться в подобном ключе [1]. Исходя из этого, процесс «суверенизации Интернета», за который выступают в том числе и такие именитые российские эксперты, как Игорь Ашма­нов и Наталья Касперская, должен приобрести более яркие очертания. Принятие закона о хранении данных российских граждан на террито­рии Российской Федерации можно считать первым шагом в указанном направлении. Однако с учетом описанных рисков разработки когни­тивного оружия представляется, что усиление контроля должно после­довать и в сфере открытых данных. Надо произвести более точную клас­сификацию сегментов наличествующих сегодня открытых данных для определения сфер, подлежащих ограничению доступа.

С учетом наличия высококвалифицированных специалистов в об­ласти ИТ можно полагать, что работа в указанном направлении бу­дет иметь своей целью повышение безопасности функционирования сложных национальных социально-экономических систем и перехват стратегической инициативы у западных стран в части доминирования в цифровой сфере.

Литература

  1. Агамалова А., Голицына A. Путин уверен, что интернет возник как спецпроект ЦРУ // Ве­домости. 2014. 24.04. — https://www.vedomosti.ru/technology/artides/2014/04/24/putin (дата обраще­ния: 14.11.2017).
  2. Айзятулова И. Скандинавы рвут с бумагой. Что дает странам отказ от наличных и переход к электронным платежам. — https://www.gazeta.ru/business/2016/12/23/10446065.shtml (дата обра­щения: 14.11.2017).
  3. Гебауэр М., Хаммерштайн К,, Хоффманн К. Прохладная война // Профиль. 2016. 06.10. — http://www.profile.ru/politika/item/111324-prokhladnaya-vojna (дата обращения: 14.11.2017).
  4. Гостев А. Flame: что известно на данный момент // Лаборатория Касперского. — https:// habrahabr.ru/company/kaspersky/blog/144967/ (дата обращения: 14.11.2017).
  5. Декларация принципов: построение информационного общества — глобальная задача в 21 веке. 12.12.2003. — https://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0004!!PDF-R.pdf (дата обращения: 14.11.2017).
  6. Коттер Дж. П. Ускорение перемен: как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. М. : Олимп-Бизнес, 2014.
  7. Куприяновский В. П., Уткин Н. А., Намиот Д. Е. Цифровая экономика = модели дан­ных + большие данные + архитектура + приложения? // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 5.
  8. Ларина Е., Овчинский В. Большие данные в России: императивы ситуации. — http://hrazvedka. ru/blog/bolshie-dannye-v-rossii-imperativy-situacii.html (дата обращения: 14.11.2017).
  9. Новиков Д. А. Законы, закономерности и принципы управления // Инновации в менеджменте. 2016. № 1.
  10. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. — http:// kremlin.ru/supplement/3170 (дата обращения: 14.11.2017).
  11. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. — http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 14.11.2017).
  12. Сенегал запускает национальную цифровую валюту на основе блокчейна // Forklog. 2016. 29.11. — http://forklog.com/senegal-zapuskaet-natsionalnuyu-kriptovalyutu/ (дата обращения:

14.11.2017)      .

  1. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 2004.
  2. Цифровые дивиденды: доклад о мировом развитии 2016. Группа Всемирного банка. — https://

openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle /10986/23347/210671 RuSum.pdf?sequence= 16                (дата

обращения: 14.11.2017).

  1. 18F Data. — https://18f.gsa.gov/what-we-deliver/ (дата обращения: 14.11.2017).
  2. Administrations Issues Strategic Plan for Big Data Research and Development. — https:// obamawhitehouse.archives.gov/blog/2016/05/23/administration-issues-strategic-plan-big-data-research- and-development (дата обращения: 14.11.2017).
  3. DARPA is spending big on big data // FCW. 2015. 15.04. — https://fcw.com/articles/2015/04/15/ snapshot-data-programs.aspx (дата обращения: 14.11.2017).
  4. Digital Agenda for Europe. European Commission. — http://europa.eu/european-union/topics/ digital-economy-society_en (дата обращения: 14.11.2017).
  5. Digital Economic Outlook 2015. OECD.— http://www.oecd.org/publications/oecd-digital-economy- outlook-2015-9789264232440-en.htm (дата обращения: 14.11.2017).
  6. Digital Economy and Society Index. European Commision. — http://unctad.org/meetings/en/ Presentation/dtl_eweek2016_AMateus_en.pdf (дата обращения: 14.11.2017).
  7. Fintech. Analyst report. Part III Asset Management. PitchBook. December 2016. — http://files. pitchbook.com/pdf/PitchBook_Fintech_Analyst_Report_Part_3_Asset_Management.pdf (дата обраще­ния: 14.11.2017).
  8. Five Examples of How Federal Agencies Use Big Data. IBM. — http://www.businessofgovernment. org/BigData3Blog.html (дата обращения: 14.11.2017).
  9. Global open data index. — http://index.okfn.org/place/russia/ (дата обращения: 14.11.2017).
  10. Global trends. Paradox of Progress. А Publication of a National Intelligence Council. — http://www. intelros.ru/pdf/gt-full-report-2017.pdf (дата обращения: 14.11.2017).
  11. Information Economy Report 2015: Unlocking the Potential of E-Commerce for Developing Countries. UNCTAD. — http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ier2015_en.pdf (дата обращения: 14.11.2017)
  12. Meeting the policy challenges of tommorow’s digital economy. OECD 2016. — http://oecdobserver. org/news/fullstory.php/aid/5583/Meeting_the_policy_challenges_of_tomorrow_s_digital_economy.html (дата обращения: 14.11.2017).
комментарии - 15
Дмитрий 24 ноября 2018 г. 18:52:44

Перезвоните мне пожалуйста 8(962) 684-74-51, Дмитрий.

Михаил 21 декабря 2018 г. 14:24:03

Перезвоните мне пожалуйста 8 (499) 322-46-85 Михаил

Михаил 27 декабря 2018 г. 6:46:14

Перезвоните мне пожалуйста 8(812)309-40-10 Антон.

Михаил 29 декабря 2018 г. 13:45:03

Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 344-62-67 Антон.

Антон 20 марта 2019 г. 12:36:55

Перезвоните мне пожалуйста 8(952) 209-02-77 Антон.

Davidtag 29 мая 2019 г. 9:24:04

«Папиловит» — быстро и безопасно избавит от любых папиллом и бородавок.
Наш сайт: https://lcokbhlw.bestseller-super.ru

Davidtag 30 мая 2019 г. 5:34:06

«Папиловит» — быстро и безопасно избавит от любых папиллом и бородавок.
Наш сайт: https://lcokbhlw.bestseller-super.ru

Davidtag 31 мая 2019 г. 12:32:18

«Папиловит» — быстро и безопасно избавит от любых папиллом и бородавок.
Наш сайт: https://lcokbhlw.bestseller-super.ru

Davidtag 3 июня 2019 г. 16:42:52

Избавит от грибка всего за 20 дней и не допустит повторного заражения, благодаря комплексу из натуральных масел и лекарственных растений.
Наш сайт: https://ljvgzmqd.morningeverning.com

Davidtag 4 июня 2019 г. 11:50:13

Избавит от грибка всего за 20 дней и не допустит повторного заражения, благодаря комплексу из натуральных масел и лекарственных растений.
Наш сайт: https://ljvgzmqd.morningeverning.com

Davidtag 4 июня 2019 г. 11:52:57

Средство стабилизирует уровень сахара и нормализируют выработку инсулина.
Наш сайт: https://lxoppyeb.morningeverning.com

Davidtag 4 июня 2019 г. 21:40:22

Избавляет вас от хронического простатита и восстанавливает потенцию
Наш сайт: https://lmzdvpjm.morningeverning.com

Виктор 27 августа 2019 г. 16:17:05

Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.

Carolced 25 июля 2020 г. 1:41:50

В Азино 3 топора работает программа по поддержке людей, те которые имеют проблемы с гейм зависимостью. Любая игровая форма [url=https://azino-777-online.ru.com]на вэб-сайте[/url] построена с введением системы, которая дает возможность гостям пересилить зависимость. Вы в любой момент времени можете лимитировать себе доступ на некоторый период.

RichardMoill 8 октября 2020 г. 18:50:20

Участь событий чтобы официальном сайте - настоящая гордость
[url=https://rio-bets.ru/]свежие новости[/url] Чем больше шеренга, тем больше спортивных событий БК освещает. Нынче пользователям доступно всех категорий, только это выбор ежесекундно увеличивается. Среди представленных доступны востребованные последующий спорта (футбол, борьба, хоккей) и те, которые набирают звание дисциплины (кейрин, киберспорт). он дает мочь содержать пари практически воеже весь существующие спортивные дисциплины. Черта включает громоздкий программа видов спорта. Туда входят события не только высшей лиги, всетаки и небольшие игровые встречи.

Мой комментарий
captcha