Официальные извинения    2   5074  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   10948  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    450   28253 

В борьбе за образование для всех. О всплеске социально-политической активности молодежи в Чили

В начале нынешнего десятилетия Чили, относительно благополуч-

ная страна, своеобразный флагман демократии на континенте,

в силу сочетания объективных и субъективных факторов пре-

вратилась в эпицентр молодежной активности в Латинской Америке.

Протестные акции студентов и лицеистов характеризовались особым

накалом и остротой, продолжались длительное время, то стихая, то

вспыхивая с удвоенной мощностью. Поначалу эти выступления имели

преимущественно социальный характер, но позднее спектр требований

заметно расширился, обретя политическую окраску.

Контекст

Возникал резонный вопрос: чего добивается юное поколение этой

страны? Приведем пару цифр, дающих представление об уровне ее раз-

вития. За 20 лет, считая с 1990 года, бедность сократилась с 45 до 15 про-

центов. Это наилучший показатель в регионе. Несмотря на разрушитель-

ное землетрясение 2010 года, экономический рост составил 5,2 процента,

а в 2011-м достиг 8,2 процента. Инфляция составляет 3 процента. Чили

первой на континенте вошла в число наиболее продвинутых в мире

стран с доходом в 25 тысяч долларов в год на душу населения1. По сте-

пени политической стабильности, соблюдению законности и контроля

над коррупцией она тоже обгоняет другие государства региона.

В чем же тогда проблема? На этот вопрос попытался частично отве-

тить Серхио Битар, известный политик, входивший в первые постдик-

таторские правительства. По его словам, происходящее в стране име-

ет глубокие причины: за время демократического транзита произошли

фундаментальные перемены. Прежде всего, укрепился средний класс.

Достигнуты значительные экономические успехи, сделаны важные шаги

по социальной защите населения, совершенствованию институтов.

Однако эти преобразования развивались неравномерно, с разными ско-

ростями. И это обстоятельство породило напряженность между заметно

реформированной политической системой и возросшей активностью

гражданского общества.

Кроме того, самосознание и экономические показатели росли гораздо

быстрее, чем сокращалось неравенство. 54 процента доходов находит-

ся в руках 20 процентов населения. Благодаря реформам просвещения,

здравоохранения, жилищного строительства число людей, включенных

во все сферы жизни, увеличилось. Несмотря на это, различия в матери-

альном положении оставались весьма значительными. Поэтому возник-

ли настойчивые требования расширения политического участия, эко-

номического и социального равенства. Но это, подчеркивал С. Битар,

проблемы более высокого витка развития. Студенческое движение он

именует «дитем демократии». Автор проявляет изрядную долю оптимиз-

ма, выражая уверенность, что общество может и должно сделать смелые

шаги навстречу переменам, которые касаются образования, обновлен-

ной конституции и структуры налогообложения2.

Соглашаясь в принципе с изложенной аргументацией и трактовкой

ситуации, добавим еще пару немаловажных деталей. Во-первых, со-

гласно данным авторитетной Организации экономического сотрудни-

чества и развития (OЕCD), высшее образование в Чили самое дорогое

среди входящих в это объединение стран. Во-вторых, у большинства

семей один из членов обучается в лицее либо в университете. Учащим-

ся приходится погашать дорогостоящие ссуды в течение многих лет

по завершении обучения, что тяжелым бременем ложится на их бюд-

жет. По признанию министра просвещения, из 1 миллиона учащихся

половина имеет долги. 100 тысяч из них — просроченные. Издающа-

яся в Майами на испанском языке газета «El Nuevo Herald» приводила

свидетельство студента-ветеринара Кристобаля Стеффенса. Он рас-

сказывал, что его 67-летний отец взял кредит, уже выплатил сумму, эк-

вивалентную 26 тысячам долларов, осталось погасить еще 28 тысяч.

И теперь банк в каче стве компенсации за просроченный платеж гро-

зится конфисковать дом3. Подобных примеров несметное количество.

Эти факторы тоже серьезно влияют на мироощущение значительного

сегмента общества.

Требования студентов

По убеждению молодежи, образование не следует вовлекать в ры-

ночную экономику. Основное требование сводится к отмене платы для

всех категорий граждан независимо от материального положения и

уровня благосостояния. Молодые люди считают необходимым изъять

руководство этой важнейшей сферой из ведения низовых инстанций и

передать центральному правительству. Суть проблемы в том, что, выделив ассигнования на развитие данной отрасли, власть переложила их

распределение на уровень провинций и муниципалитетов. Формально

это вписывается в русло демократизации. Но, действуя таким образом,

государство фактически самоустранилось от контроля над расходо-

ванием средств. По мнению студентов, данный механизм нуждается в

переналадке. Дело в том, что бюджет многих университетов форми-

руется преимущественно посредством платы поступивших и взносов

спонсоров.

Само государство тратит на эти нужды мизерную долю ВВП по срав-

нению с другими странами, входящими в Организацию экономическо-

го сотрудничества и развития. Учащиеся считают обязательным запре-

тить частным институтам обогащаться за счет этой сферы. Наконец,

они желают соблюдения Конституции, гарантирующей право на всеоб-

щее бесплатное и качественное образование. Теперь юноши и девуш-

ки не довольствуются грантами и субвенциями. Они настроены более

решительно и бескомпромиссно. Требования носят, по существу, соци-

алистический характер, поскольку их сердцевина — расширение при-

сутствия государства.

Спорадические акции имели место и при первом правительстве,

которое возглавляла социалистка Мишель Бачелет. Почти три недели

в мае 2006 года не прекращались протесты старшеклассников, высту-

павших за улучшение качества образования. Число участников акций

перевалило за полмиллиона. К учащимся присоединились родители и

преподаватели. Произошли ожесточенные стычки с полицией. Сотни

человек были арестованы, шестеро получили ранения. Примечатель-

ная деталь: на эти марши и манифестации выходили и дети тогдашне-

го президента.

Поначалу правительство отказывалось вести переговоры под дав-

лением. Но позднее с участниками выступлений встретился министр

просвещения. Затем по телевидению выступила глава государства, про-

информировавшая о первоочередных мерах. Они включали льготный

проездной билет для всех на все дни недели в течение учебного года.

Предусматривалось выделение 155 тысяч стипендий выходцам из се-

мей, не располагавших средствами для уплаты вступительных экзаме-

нов в университеты. Увеличивались субвенции на питание в учебных

заведениях.

Тем не менее, власти оказались не в состоянии удовлетворить мно-

гие требования, в частности, предоставить всем бесплатный проездной

билет. Это эквивалентно 313,2 миллиона долларов в год, что равноцен-

но строительству 30 тысяч новых социальных жилищ либо созданию

230 тысяч мест в детских садах. Вслед за этим было объявлено о планах

внести в парламент проект документа о коренном пересмотре ключе-

вых положений Закона об образовании, принятого под занавес дикта-

торского правления.

Три предыдущие администрации, сосредоточившись на политиче-

ских аспектах перехода от авторитаризма к демократии, не сумели до-

биться изменения закона. С того времени выросло новое поколение. Для него диктатура — это некая абстракция, о которой оно знает лишь

по рассказам предков. Молодежь нетерпелива, тянется к знаниям, же-

лает получить качественное образование и иметь достойные условия

для учебы. Она не намерена ждать. Огромный разрыв между богатыми

и бедными препятствует созданию равных возможностей в этой сфере

для различных категорий населения. Эксперты подчеркивали необхо-

димость увеличить присутствие государства в этой жизненно важной

области, не отдавать ее на откуп рынку. Они приводили статистические

данные о распределении учебных заведений. 50 процентов — это госу-

дарственные, 8 — частные, а 42 процента — смешанные, пользующиеся

субвенциями.

Следует заметить, что молодежь принимает близко к сердцу и ситу-

ацию в такой жизненно важной сфере, как здравоохранение. 40 про-

центов его финансирования приходится на долю самих граждан. По

этому показателю Чили плетется в хвосте стран, входящих в OECD, где

аналогичный показатель в среднем не превышает 19 процентов. Ставит

молодежь и ряд других острых проблем, касающихся многих категорий

граждан, — например необходимость увеличения налогообложения

транснациональных корпораций, действующих в горнодобывающей

отрасли и извлекающих огромные прибыли, а также реформы трудово-

го законодательства.

Экс-президент Себастьян Пиньера, вступивший в должность в марте

2010 года, поначалу тоже занял жесткую позицию, не соглашаясь на ком-

промисс и на диалог со студентами. Это обострило ситуацию и вызвало

новую волну выступлений по всей стране. Тогда напуганное ростом про-

тестного движения правительство заявило о готовности удовлетворить

ряд требований — в частности увеличить количество льготных стипен-

дий, а также размер субсидий за пользование общественным транспор-

том, но отвергло требование бесплатного образования для всех, аргу-

ментируя это тем, что богатые родители в состоянии платить за своих

детей. Тем не менее протесты не стихали, и власти пошли на уступки,

пригласив студенческих лидеров за стол переговоров.

В ответ те выдвинули четыре предварительных условия для начала

диалога, два из которых правительство отвергло. Спустя непродолжи-

тельное время выступления возобновились. 24 августа 2010 года про-

тесты переросли в 48-часовую общенациональную забастовку, иници-

ированную ведущими профсоюзами. В столице она сопровождалась

сбоями в работе общественного транспорта, столкновениями с поли-

цией. Сотни людей были задержаны и препровождены в полицейские

участки4.

В начале сентября на встрече президента и министра образования со

студентами, ректорами и профессорами правительство выдвинуло идею

создать три переговорные площадки для обсуждения дискуссионных

вопросов. Оно также предложило выделить дополнительные стипендии,

снизить с 5,6 до 2,0 процентов банковскую кредитную ставку.

22 сентября после краткого перерыва, вызванного катастрофой само-

лета ВВС, повлекшей гибель людей, а также празднованием Дня незави-

симости, студенческие выступления возобновились. К сожалению, они

сопровождались локальными актами насилия и грабежей, вынудившими

полицию применить силу. По мнению Хуана Мануэля Солесси, ректора

Университета Сантьяго де Чили, молодежь не сумела использовать мо-

мент наивысшего подъема выступлений для достижения перемен, она

упустила историческую возможность5. 25 сентября власти внесли новые

предложения, в которых смягчена позиция ради возобновления диало-

га. Они были направлены по электронной почте студенческим лидерам,

собравшимся на ассамблее в местечке Кокимбо, в 480 километрах к се-

веру от столицы6.

Накануне очередного общения с представителями студентов, лицеис-

тов и ректоров университетов президент С. Пиньера повторил, что счи-

тает нецелесообразным устанавливать бесплатное обучение для всех без

исключения. Ведь есть немало людей, готовых платить. Было бы неспра-

ведливым, если за счет налогов, выплачиваемых малоимущими слоями,

оплачивалось бы обучение состоятельных7.

Позднее министр просвещения сказал, что власти не пойдут на уступ-

ки в этом вопросе. Он напомнил, что в 1960-е годы такая практика су-

ществовала, но она оказалась неудачной8. Кстати говоря, многие экспер-

ты полагают, что бесплатное образование для всех просто не по силам

чилийскому государству.

Власти предложили учредить специальные стипендии для 40 про-

центов самых бедных с целью облегчить им расходы на обучение. На-

мечалось увеличение бюджетных средств на образование на 7,2 про-

цента. Это больше, чем когда-либо в прошлом9. Со своей стороны

президент выразил обеспокоенность тем, что учащиеся длительное

время не посещают занятий. Протестующие сочли лживыми аргу-

менты, будто бедные финансируют богатых, утверждая, что послед-

ние (а их примерно 5 процентов) предпочитают частные заведения,

а требования протестующих касаются государственных образова-

тельных учреждений.

В конце ноября нижняя палата Национального конгресса незна-

чительным большинством голосов одобрила статьи, касающиеся об-

разования в бюджете 2012 года. Они, в частности, предполагали рас-

ходы на эти нужды в размере 12 миллиардов долларов, уменьшение

процентной ставки на кредиты, выдаваемые банками с 6 до 2 про-

центов, перепрограммирование просроченных платежей 110 тысяч

студентов.

По этому поводу правительство выразило глубокое удовлетворение.

Так, министр финансов Фернандо Ларраин произнес: «Я горжусь тем,

что мы получим бюджет, позволяющий продвинуться вперед в том, что

не делалось на протяжении ряда лет, в области стипендий и ряда других

затронутых тем». Оппозиционные депутаты, воздержавшиеся при голо-

совании, студенческие лидеры и ректорский корпус крайне негативно

отреагировали на эту акцию. Депутат-социалист Карлос Монтес, член

соответствующей комиссии, произнес: «Адепты рыночного образования

нынче довольны». Находившийся в зале Камило Бальестерос, председа-

тель студенческой федерации Университета Сантьяго де Чили, заявил:

«Это стыд, что парламентарии после семи месяцев мобилизации, после

того, как тысячи людей демонстрировали и говорили, что хотят пере-

мен, сегодня законодательно закрепили сохранение системы образова-

ния, которая никуда не годится»10.

Характерно, что на активность молодого поколения позитивно от-

кликнулись капитаны бизнеса. Так, Фелипе Ламарка, владелец сети ма-

газинов «Ripley», объявив о готовности поддержать назревшую налого-

вую реформу, сказал: «Я бы предпочел, чтобы богатые платили больше,

а бедные — меньше. Это нелегко осуществить. Но надо это иметь в виду».

Выступая в октябре 2011 года перед деловыми людьми, предпринима-

тель объяснял свою позицию следующим образом: поскольку страна

развивается быстрыми темпами, утверждал он, наступила пора взяться

за проблему неравенства, добиться более сбалансированного распреде-

ления благ11.

Прислушиваясь к мнению общественности, реагируя на протесты

молодого поколения, правительство С. Пиньеры отказалось от жест-

кой конфронтации и решило перейти к диалогу. В апреле 2012 года

власть внесла на рассмотрение парламента пакет документов о нало-

говой реформе, призванной изыскать дополнительные средства на

нужды образования всех ступеней. Предполагалось увеличение на-

грузки на предприятия в диапазоне 17—20 процентов. Это позволи-

ло бы повысить поступления в казну на сумму от 700 миллионов до

1 миллиарда долларов. Президент, объявивший о своем решении в об-

ращении к нации, заметил, что унаследована недостаточно эффектив-

ная система финансирования высшего образования и ее приходится

усовершен ствовать12.

Эти инициативы вызвали оживленную полемику, выплеснувшуюся

в средства массовой информации. Высказывались противоположные

суждения — от довольно критических до вполне доброжелательных. Так,

газета «La Tercera» 26 апреля 2012 года поместила пространную редакци-

онную статью. В ней отмечалось, что проект правительства в качестве

ответа учащимся знаменует собой поворотный пункт в затянувшемся

процессе дискуссий относительно будущего высшего образования.

Сегодня, подчеркивало издание, ситуация кардинально изменилась.

Власть внесла взвешенные предложения, гарантирующие доступ к выс-

шему образованию всем тем, кто проявляет определенное усердие, и да-

ющие возможность выправить искривления в программах университе-

тов, профессиональных институтов и центров технического обучения.

Это позволило ей взяться за центральные требования, выдвинутые сту-

дентами в прошлом, а также затронуть новые темы — такие, как про-

должительность обучения. Посредством этих предложений власть пы-

талась перехватить инициативу и самим устанавливать правила игры.

Поскольку подобного не происходило раньше, это означало переход от

обороны в наступление13.

Конфронтация продолжается

Казалось, анонсирование этих мер должно было разрядить обста-

новку, так как они направлены на удовлетворение ряда требований

студентов. Правительство предложило реалистическую программу,

предусматривавшую снижение ставки кредитов под поручительство

государства с 6 до 2 процентов, увеличение количества стипендий и

предоставление кредитов всем, за исключением состоятельных семей

(10 процентов в общей массе населения). Тем не менее студенты тре-

бовали заблокировать президентский проект, выступая против легити-

мации рыночной модели образования. Об этом заявляли, в частности,

Габриель Борич, председатель Федерации студентов Университета Чили

и ректор Университета Сантьяго де Чили. По его мнению, у «молодежи

имеются причины для продолжения мобилизации и выхода на улицы,

поскольку есть много нерешенных тем». С момента массовых протестов в минувшем году ничего не изменилось, утверждал он. В свою очередь

министр образования Хосе Бейер заметил, что «количество стипендий

значительно увеличилось, все остальное зависит от законов, а парла-

мент не торопится»14.

Очередной всплеск активности пришелся на август 2012 года. Трех-

недельные выступления характеризовались занятием лицеев, вытесне-

нием оттуда стражей порядка, мощными манифестациями, захватом

улиц, стычками с полицией, следствиями которых оказалось 300 ране-

ных. Одна из студенческих лидеров Эвелина Гонсалес подчеркнула, что

массовые марши протеста означали новую стратегию лицеистов, выра-

зившуюся в том, что к протестам присоединились муниципальные слу-

жащие и сотрудники ряда других учреждений, ранее не участвовавших

в таких акциях. В свою очередь представитель Федерации студентов Ка-

толического университета Николас Тительман бросил упрек власти, что

она «пытается принизить масштабы выступления, показавшие, что это

движение большинства». Со своей стороны, оппозиционные сенаторы

Г. Хирарди и Х. П. Летельер порекомендовали правительству отказаться

от «милитаризации» при сдерживании лицеистов и от утверждения, буд-

то в числе задержанных оказались антисоциальные элементы15. Своеоб-

разной кульминацией данного этапа стала так называемая общенаци-

ональная забастовка 28 августа, продемонстрировавшая неизменность

выдвинутых ранее требований. В ней помимо лицеистов и студентов

приняли участие преподаватели, родители студентов и лицеистов, пред-

ставители профсоюзов.

По стечению обстоятельств в августе 2011 года в Сантьяго состоялась

массовая манифестация, собравшая, по разным подсчетам, от 0,5 до

1 миллиона граждан. Камила Вальехо, председатель студенческого со-

вета Университета Чили, в интервью телекомпании CNN заявила: «Мы

потрясены уровнем присутствия. Тут представлены различные сектора,

все цвета. И мы боремся за одно и то же дело». Далее она продолжала:

«Требование образования — это требование не какой-либо конкретной

группы. Оно предусматривает конструирование иного вектора, стро-

ительство свободной, справедливой и более демократической стра-

ны. Поэтому мы нуждаемся в качественном образовании для всех без

исключения»16.

Эта обаятельная девушка, член молодежной организации коммуни-

стов, завоевала авторитет сверстников своей целеустремленностью,

настойчивостью в достижении поставленной цели. Она дает интервью

иностранным изданиям, в частности российскому журналу «Латинская

Америка», в котором излагались ее взгляды17. Отнюдь не все их разде-

ляют. Порой на ассамблеях и сходках разгораются острые споры с лидерами, придерживающимися иной политической ориентации. Эти

разногласия выплеснулись на поверхность в декабре 2011 года. Тогда на

собрании Федерации студентов Чили произошла смена высшего руко-

водства. Председателем вместо К. Вальехо стал кандидат от так называ-

емой автономной левой Г. Борич. Он тяготеет к левоцентристской ко-

алиции, но против превращения студенчества в молодежную команду

М. Бачелет18.

Как показали последующие события, смена персонажей на капи-

танском мостике не внесла принципиальных изменений в страте-

гии, а обозначила лишь незначительные коррективы в тактике. Но-

вый руководитель сосредоточился на исправлении ошибок. Одна из

них — это недооценка «союзов со стратегическими секторами». По

его мнению, в наступившем году надлежит двигаться вперед с други-

ми социальными слоями, в частности со старшеклассниками, эколо-

гистами, трудящимися, жителями поселений, коренными народами,

особенно с индейцами мапуче. Резюмируя, он сказал: «Правитель-

ство и институты в целом оказались неспособными дать ответы на

предложения, выдвинутые в минувшем году. Наши доводы остаются

в силе»19.

Когда в мае 2011 года, после короткого перерыва, начался, условно

говоря, «второй раунд» суперактивности лицеистов и студентов, мало

кто ожидал, что она окажется столь продолжительным. В числе стиму-

лирующих факторов, помимо названных выше, отметим значительный

резонанс этого явления, втянувшего в свою орбиту преподавателей, ро-

дителей и широкие слои общества.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что молодежь озабо-

чена не только проблемами образования, но и сугубо политическими

вопросами. В частности, молодые люди ратуют за реформу избира-

тельного законодательства, за отмену так называемой биноминальной

системы, дающей преимущество крупным объединениям, доминиру-

ющим на электоральном поле. Правившая на протяжении 20 лет лево-

центристская коалиция «Concertacion» («Согласие»), внесшая сущест-

венные коррективы в Конституцию, унаследованную от диктаторского

режима, тем не менее, не сумела покончить с этой системой. На этот

изъян обращал особое внимание в ходе всеобщих выборов молодой,

талантливый кинорежиссер, энергичный диссидент Карлос Энрикес-

Оминами. Тогда он бросил вызов «тяжеловесам» и выдвинулся неза-

висимым кандидатом в президенты, добившись неплохого результата

в первом туре.

Похоже, власть была готова рассмотреть некоторые предложения

по реформе избирательной системы. Об этом, в частности, свидетель-

ствовала встреча президента в начале августа 2011 года с представителями партий, входящих в левоцентристскую коалицию. Собрав-

шиеся обменялись мнениями по этому вопросу. Одни высказывали

радикальные суждения, другие — умеренные. Договорились продол-

жить диалог20.

Отнюдь не случайно, согласно опросу общественного мнения,

проведенного Центром политических исследования в августе 2012

года, студенты пользовались большим доверием среди населения,

чем правительство, парламент и политические партии21. Комменти-

руя 48-часовую «забастовку» учащихся в августе 2011 года, профессор

Университета Чили Рикардо Исраэль подчеркивал очевидную необ-

ходимость заключения «нового социального пакта, поскольку улица

поставила под вопрос принципы политического транзита». В свою

очередь Клаудио Фуэнтес, аналитик из Университета Диэго Портале-

са, подчеркивал, что проблема образования с некоторых пор пере-

стала волновать исключительно учащихся, она аккумулировала кру-

шение надежд и большие ожидания общества, озабоченного также

долгами и неравенством22.

В сентябре 2012 года состоялась очередная встреча молодежных

лидеров с тогдашним министром просвещения. Поводом стало одоб-

рение парламентом налоговой реформы, позволяющей ускорить ре-

ализацию правительственного проекта увеличения фискальных сбо-

ров на нужды образования в размере около 1 миллиарда долларов.

Разочаровавшись результатом общения с должностным лицом, пред-

ставительница Координационной ассамблеи старшеклассников Элои-

за Гонсалес пригрозила бойкотировать намечавшиеся на 28 октября

муниципальные выборы. (Позднее Ассамблея отвергла эту идею.) Со

своей стороны Г. Борич подчеркнул: «Мы пришли показать, что готовы

к диалогу, если он пойдет в правильном направлении, в русле упроче-

ния государственного образования, которое покончит с рынком нажи-

вы в этой сфере. Мы подождем. Министру надлежит ответить на наши

предложения»23.

Некоторые отечественные исследователи, в частности Л. В. Дьякова,

полагают, что студенты ведут себя безответственно, проявляют завы-

шенные и нереалистические ожидания. Таков лейтмотив ее глубокой и

вдумчивой статьи, опубликованной в журнале «Латинская Америка»24.

С подобным утверждением, на наш взгляд, можно согласиться лишь

в том, что касается максимализма, социалистического характера требо-

ваний, применения порой насильственных методов действий. В целом же очевидно, что молодежь стремится жить иначе, чем предшествующее

поколение, учитывая имеющиеся возможности, а также достигнутый

уровень экономического развития, позволяющий частично преодолеть

немалую пропасть между социальными стратами. Кроме того, она жаж-

дет полностью избавиться от наследия диктатуры.

Вот мнение по этому поводу ветерана политических битв Рикардо Ла-

госа, занимавшего президентский пост с 2000-го по 2006 год. В книге

«Чили, которая грядет (Идеи, взгляд, перспективы и мечты к 2030)» он,

в частности, писал: «За мощным студенческим движением стоят роди-

тели, преподаватели, тысячи граждан, весь поднимающийся средний

класс, преодолевший линию бедности в результате 20-летнего непре-

рывного развития». Теперь ставятся новые цели, которые подразуме-

вают новые требования. Страна нуждается в обновленном социальном

пакте, способном адекватно ответить на меняющиеся общественные и

политические вызовы, резюмировал экс-глава государства25.

К сказанному уместно добавить, что действия молодежи поддержала

церковь. В частности, архиепископ Сантьяго, председатель Епископаль-

ной конференции Рикардо Эссати накануне очередных выступлений,

намечавшихся на октябрь 2012 года, в интервью газете «El Mercurio»

заявил: «…когда учащиеся бунтуют против наживы, у них имеются ре-

зоны. Образование обрело невиданные масштабы. Оно должно стать

благом в экономическом смысле, но превратиться в зону максимальной

свободы»26.

Буквально на следующий день после выступления президент С. Пи-

ньера объявил о вступлении в силу фискальной реформы, одобренной

парламентом. Она предполагала, помимо всего прочего, увеличение

на 1 миллиард долларов в год средств на нужды образования, повыше-

ние с 17 до 20 процентов налогов на крупные предприятия, модифика-

цию налогового бремени для физических лиц, снижение налогов для

лиц с меньшими доходами. Кроме того, для семей, где есть учащиеся,

создавался механизм скидок, предусматривающий возврат денег, упла-

ченных в виде налогов. Комментируя принятые меры, президент, окру-

женный профильными министрами, произнес: «Эта реформа знамену-

ет огромный скачок вперед, позволяющий детям и молодежи получить

качественное образование». И добавил: «Таким образом, мы выстроим

стройную систему обучения, включая дошкольное, школьное и высшее.

Это создает ситуацию, когда образование становится правом, которым

пользуются все люди нашей страны»27. Однако бравурные реляции руко-

водства не охладили боевого пыла юношей и девушек. Они не отменили

запланированные мероприятия.

Между тем в октябре 2012 года студенческое движение удостоилось

престижной премии в защиту прав человека, учрежденной Институтом

политических исследований в Вашингтоне. Награда присуждена «за

неутомимую, упорную борьбу с несправедливостью», подчеркивалось

в решении руководства Института. Премия носит имя выдающегося чи-

лийского политического деятеля Орландо Летельера, ставшего жертвой

террористического акта, совершенного в 1976 году в США агентами пи-

ночетовских спецслужб. Студенческие лидеры мгновенно отреагирова-

ли на это событие, подчеркнув, что для них это большая честь, вдохнов-

ляющая на новые свершения28.

Очередной этап

Следующий виток активности лицеистов и студентов совпал с прове-

дением праймериз для выявления кандидатов на президентских выбо-

рах в ноябре 2013 года. Все участники этого предварительного состя-

зания, формулируя свои платформы, разумеется, не могли не выразить

свои позиции относительно проблем, волнующих молодежь. Так, М. Ба-

челет, выдвинутая левоцентристской коалицией «Новое большинство»,

однозначно заявила, что в случае возвращения к власти предпримет не-

обходимые усилия для реализации в полном объеме всех студенческих

требований. Попутно заметила, что, уже находясь у руля правления, она

намеревалась осуществить кардинальную реформу сферы образования,

но не сумела добиться в парламенте надлежащего кворума из-за сопро-

тивления оппозиции29. В свою очередь независимый христианский де-

мократ и оба представителя правоцентристской коалиции не считали

уместным субсидировать образование детям из обеспеченных семей,

способных оплачивать учебу.

Массовые выступления в середине июня, сопровождавшиеся столкно-

вениями с полицией, преследовали цель оказать силовое давление на

деятелей, претендовавших на высший пост в государстве. Председатель

Федерации студентов Католического университета Диего Вела заявил,

что «текущий момент весьма важен, поскольку мы определяем то, что

будет происходить в ближайшие четыре года». Соглашаясь с коллегой,

Андрес Фиельбаум, председатель Федерации Университета Чили, заме-

тил, что «правительство С. Пиньеры не сумело осуществить самые важ-

ные реформы». Вместе с тем студенческие руководители призывали не

обольщаться обещаниями М. Бачелет, которая не выполнила их, нахо-

дясь в кресле президента в 2006—2010 годах30.

В конце июня 2013 года состоялась беспрецедентная по размаху ма-

нифестация с участием 200 тысяч студентов. Они тремя колоннами прошествовали по городу с плакатами в поддержку качественного и равного

образования. В ряды манифестантов просочились молодчики в капю-

шонах. Они спровоцировали беспорядки. В ход пошли камни и бутылки

с зажигательной смесью. В ответ полиция применила резиновые пули

и брандспойты с водой. Провокаторы пытались забаррикадировать ли-

цеи, где создавались участки для проведения праймериз в рамках подго-

товки к президентским выборам31.

Особенность этой акции, четвертой в 2013 году, заключалась в том, что

к ней, в той или иной форме, присоединились представители различ-

ных организаций. В том числе Единый профсоюзный центр трудящих-

ся, Федерация портовиков, Конфедерация угольщиков (этот профсоюз,

состоящий из контрактников, занятых в Государственной компании

«Коделко», помимо проявления солидарности со студентами, выдвинул

требование ренационализации отрасли, приносящей казне львиную

долю поступлений).

Ряд утверждений профсоюзных центров перекликаются с мнением

молодежи о том, что бесплатное образование возможно благодаря вы-

соким доходам от экспорта меди. Вот ее аргументы: «Тысячи горняков

извлекают богатства из недр земли для отгрузки их за рубеж. Свыше

70 процентов металла направляется в страны первого мира. В то же вре-

мя мы вынуждены влезать в долги ради учебы»32.

При анализе чилийской ситуации невольно на ум приходят сравне-

ния с мощными выступлениями студентов, потрясшими в мае 1968 года

Францию и вызвавшими колоссальный международный резонанс. Хотя,

как известно, любые аналогии хромают, тем не менее нельзя не отме-

тить особый накал страстей и боевитость в обоих случаях.

Итак, на стыке десятилетий молодежное движение превратилось во

влиятельную и динамичную силу. С ней вынуждены считаться власть,

политические партии, профсоюзные и другие организации. Подтверж-

дением этого стало избрание в ноябре 2013 года депутатами нижней па-

латы парламента четырех студенческих лидеров — К. Вальехо, Георхио

Джексон, Г. Борич и Кароль Кариола33. Теперь, находясь внутри законо-

дательной ветви власти, они способны влиять на принятие специфиче-

ских решений, касающихся молодежи, а также затрагивающих судьбы

страны в целом.

Исход битвы за кресло главы государства оказался предрешенным.

М. Бачелет добилась безоговорочной победы в схватке за пост президен-

та в декабре 2013 года и вступила в должность в марте 2014-го. Пришла

пора претворять в жизнь обещания. Но она медлит, не предпринимает

решительных шагов, направленных на удовлетворение всех требований

учащихся. А те затаились и ждут, готовые вновь ринуться в бой.

Латинский контекст

Активность чилийской молодежи не ограничивается национальны-

ми рамками, а выходит далеко за их пределы, на просторы континента.

О некоторых участниках стало известно и в других регионах, например

в России. В академическом журнале «Латинская Америка» появилась об-

ширная статья о К. Вальехо, игравшей важную роль в студенческом дви-

жении.

Безусловно, события в этой стране оказали немалое воздействие на

процессы в ряде латиноамериканских государств. Так, в Уругвае, власть

и оппозиция, видимо, не дожидаясь нечто похожего, превентивно по-

средством консенсуса одобрили пакет документов в сфере образования.

Несомненная заслуга в этом принадлежала президенту Хосе Мухике. Он

добился этого, преодолевая сопротивление части руководства правя-

щего Широкого фронта и тесно связанных с ним профсоюзов. Сумел

собрать вместе правых, левых и центристов, убедить их в необходимо-

сти выработки взаимоприемлемого решения, определил это в качестве

приоритета государственной значимости. Значительный вклад в дости-

жение согласия внес один из видных деятелей оппозиции, лидер Наци-

ональной партии, сенатор Х. Ларраньяга.

Следует заметить, что вопрос о неблагополучии в сфере образо-

вания, его низком качестве, несмотря на значительное увеличение

бюджетных ассигнований, стоял на повестке дня к моменту прихода

к рулю управления предыдущей администрации. Об этом говорилось

при вступлении в должность главы государства и неоднократно впо-

следствии. Но дело не сдвигалось с мертвой точки. Лишь под конец

2011 года, когда всем стало очевидно, что команда, призванная нести

ответственность за этот вопрос, не справляется с поставленной зада-

чей, понадобилась концентрированная политическая воля власти и

оппозиции. Тогда процесс начал решительно набирать обороты, в него

включились различные силы, принявшиеся обсуждать и дорабатывать

предложения, подготовленные экспертами и специалистами. Базовые

положения принятого документа в обобщенном виде сводятся к двум

ключевым программам. Одна из них — это «Совершенствование тех-

нического и технологического обучения», предполагающая повыше-

ние квалификации молодежи по месту службы и создание технологи-

ческого университета. Вторая, не менее важная программа, называлась

«Упрочение образовательных центров». Она предусматривала автоно-

мию школ, лицеев и иных учебных заведений, возможность обрести

известную самостоятельность в выборе предметов и учебников, изба-

виться от мелочной опеки сверху.

Наряду с этим намечалось создание Института оценки качества обра-

зования. Кроме того, укреплялись роль и авторитет председателя Дирек-

тивного совета Национальной администрации просвещения в приня-

тии стратегических решений. Не погружаясь в детали, отметим важность

заключения самого пакта, ставшего реальностью благодаря общей заинтересованности в разрешении проблемы, имеющей первостепенное

значение для будущего34. Тем самым удалось снять напряженность в об-

ществе и создать предпосылки, благоприятные условия для включения

подрастающего поколения во взрослую жизнь. Таким образом, Уругвай

без излишнего шума показал наглядный пример региону.

Любопытные события происходили в Мексике, где после длительного

затишья молодежь вышла на улицы. Причиной послужили президент-

ские выборы, намечавшиеся на 1 июля 2012 года. В самый разгар кам-

пании, в середине мая, после телевизионных дебатов с участием всех

зарегистрированных кандидатов в центре столицы состоялась много-

тысячная демонстрация студентов государственных и частных универ-

ситетов. Они двигались маршем от площади Соколо по бульвару Рефор-

мы до монумента Независимости. Манифестанты призывали сограждан

отвергнуть кандидатуру Энрике Пенья Ньето, выдвиженца Институцио-

нально-революционной партии (ИРП), находившейся у руля правления

свыше 70 лет.

Призывая отвергнуть бывшего губернатора штата Мехико, некоторые

юноши и девушки несли плакаты, где воспроизводились слова скон-

чавшегося незадолго до этого знаменитого писателя Карлоса Фуэнтеса,

однозначно высказывавшегося против этого деятеля. Вспоминали, что

в бытность его главой субъекта федерации в 2006 году местные власти

прибегали к насилию в отношении митингующих. Непосредственным

поводом для возмущения послужила встреча 11 мая учащихся Иберо-

американского университета с выдвиженцем ИРП, после чего руковод-

ство этой партии утверждало, что вопросы о насилии якобы задавали

посторонние лица. В ответ студенты предъявили видеоматериалы, оп-

ровергавшие заведомую ложь. Одновременно это обстоятельство стало

толчком к возникновению движения под названием «Нас больше 131»,

имея в виду число запечатленных на пленке. Некоторые даже нарекли

это «Мексиканской весной». Следует подчеркнуть, что это движение не

призывало поддерживать кого-либо — лишь голосовать против Э. Пенья

Ньето.

Весьма примечательно, что вместе со студентами на манифестации

выходили многие преподаватели. По поводу этих знаменательных со-

бытий Дениза Дресслер, профессор Автономного технологического

университета Мексики, выразилась предельно лаконично: «Это нагляд-

ный образец гражданственности»35. С этим утверждением нельзя не со-

гласиться.

Некоторые аналитики не склонны преувеличивать масштабы студен-

ческих протестов, утверждая, что в них вовлечен весьма узкий круг лиц,

обучающихся в частных университетах. Одно из малотиражных изда-

ний в своей статье утверждало, что основная масса юношей и девушек

из малообеспеченных слоев населения относится к манифестациям равнодушно. Но не все обозреватели разделяют подобную точку зрения.

По мнению ряда экспертов и наблюдателей, студенческое движение

в Мексике не ограничится выборами. Независимо от того, кто победит,

молодежь продолжит свои акции, чтобы быть услышанной властью.

Весьма примечательно, что в протестах принимали участие посланцы

из Чили. Они делились опытом и проявляли солидарность со сверстни-

ками.

Можно привести и примеры проявления молодежной активности в

Венесуэле, Перу, Колумбии и ряде других стран. Все они свидетельству-

ют о мощном воздействии на латиноамериканское общество всплеска

выступлений в Чили, обозначивших новую страницу в ее истории.

В заключение немаловажная деталь. Юноши и девушки коорди-

нируют свои действия в региональном масштабе. Так, 24 ноября

2011 года прошли синхронные акции в Чили, Колумбии, Брази-

лии. Для этого широко используются социальные сети, с помощью ко-

торых обеспечивается мгновенная мобилизация участников накануне

массовых мероприятий. И чем бы ни завершилась эта деятельность,

сегодня уже ясно, что начат процесс пересмотра ключевых принци-

пов системы образования не только в Чили, но и в Латинской Америке

в целом.

комментарии - 2
Satyam 17 сентября 2015 г. 8:22:44

For the love of God, keep writing these arltcies.

ErickHoirm 12 июля 2017 г. 10:41:35

wh0cd570811 [url=http://buyhydrochlorothiazide.us.org/]Hydrochlorothiazide Over The Counter[/url] [url=http://diclofenac50mg.us.com/]diclofenac tablets[/url]

Мой комментарий
captcha