Официальные извинения    1   4675  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   10208  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    441   26354 

Личность и эстетическое отношение к действительности

 10  9031

Советская школа вступает в новый период своего развития. Ведущее

значение в нем приобретают самые глубокие проблемы воспита-

ния, формирования личности нового человека, всей системы его

отношений к действительности, его жизненных ценностей — того, что мы

называем духовным миром. Закономерно поэтому, что в проекте ЦК КПСС

«Основные направления реформы общеобразовательной и профессио-

нальной школы» значительное улучшение художественного образования

и эстетического воспитания учащихся названо важнейшей задачей (см.

пункт 15).

Сама по себе эта задача далеко не нова. Решение ее советская педаго-

гика всегда рассматривала как одно из условий становления гармониче-

ской личности, как неотъемлемую часть коммунистического воспитания.

Не случайно и в принятом XXVI съездом партии программном докумен-

те записано: «Развивать социалистическую культуру и искусство, повы-

сить их роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения,

более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей

советских людей». Но сегодня мы стоим перед необходимостью вывести

целеустремленную работу по всеобщему эстетическому воспитанию на

новый уровень, что, естественно, побуждает к обсуждению ряда принци-

пиальных вопросов.

Что подразумевается под эстетическим воспитанием? На каком осно-

вании ему придается высокая идейно-нравственная значимость в свя-

зи с проблемой коммунистического воспитания? Почему оно необходи-

мо каждому, а не только тем, кто избирает искусство своей профессией?

В какой мере существующая практика отвечает задачам эстетического

воспитания? Не разобравшись во всем этом, невозможно судить о более

част ных вопросах в данной области образования и воспитания, выдви-

гать соответствующие предложения.

Когда речь заходит о воспитании, то всегда предполагается некоторый

идеал, желанная цель, к которой мы стремимся и с которой соотносим вы-

бор путей и средств педагогических воздействий. И тут уместно обратить-

ся к исходным теоретическим положениям, которые должны служить нам

опорой и в повседневной педагогической практике.

МЕЛИК-ПАШАЕВ Александр Александрович — кандидат психологических наук.

1984 № 3

176

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

Цель коммунистического воспитания — и в конечном счете самоцель об-

щественного развития — человек, раскрывший в себе полноту своих «сущ-

ностных сил», универсальная, гармоническая личность. Коммунистическое

общество предполагает свободное развитие каждого (а понятия свободы и

универсальности для К. Маркса эквивалентны), что, в свою очередь, высту-

пает как условие свободного развития всех1. Поэтому, говоря в дальнейшем

о воспитании, будем иметь в виду не всякое педагогическое воздействие,

полезное в каком-нибудь отношении, а имеющее конечной целью станов-

ление воспитуемого как универсальной личности.

Обратим внимание на диалектичность проблемы воспитания личности,

отмеченную и на июньском (1983 год) Пленуме ЦК КПСС: решение ее — од-

новременно и важнейшая цель и непременное условие коммунистического

строительства. Новый человек не может автоматически «явиться» в резуль-

тате общественных преобразований — его становление само служит пред-

посылкой успешности этих преобразований.

Без глубинной перестройки самосознания, ценностных ориентаций че-

ловека, затрагивающей не отдельных выдающихся индивидов, а огромные

массы народа, действенность коренных социальных изменений оказалась

бы ограниченной, и общество вынуждено было бы и далее постоянно зани-

маться нейтрализацией различных симптомов духовной ущербности лю-

дей — в их отношении к труду, к природе, друг к другу, в бытовом поведении

и так далее. Но все эти проблемы — жгучие и неотложные — «периферийны»

по своему происхождению и не могут быть решены сами по себе, помимо и

до решения центральной проблемы воспитания личности.

Говоря об идеале универсальной личности как цели коммунистического

воспитания, мы имеем в виду ее особое отношение с универсумом (то есть

с миром как всем сущим): внутреннюю, органическую причастность к нему.

Такой человек не чувствует себя замкнутым «я», которому внешний мир

(природный и социальный) противостоит как «не-я». Напротив, он сам для

себя является и природой, достигшей самосознания (природным сущест-

вом, существующим для самого себя2), и наличным живым родом3.

На пути становления такого самосознания человек преодолеет отчужден-

ное отношение ко всему в жизни — а значит, и отчуждение своей истинной

сущности — и сможет относиться к самому себе «как к существу универсаль-

ному и потому свободному»4. «Свобода, — писал еще Гегель, — есть лишь там,

где нет для меня ничего другого, что не было бы мною самим»5.

А с этим к человеку неизбежно придут и органическое чувство личной от-

ветственности за все, способность мыслить, оценивать, действовать с точки

зрения общечеловеческих интересов. Развитие личности именно в русле

такой тенденции порождает людей, способных во всякой конкретно-исто-

рической ситуации занимать прогрессивную позицию и выступать против

тех политических сил, общественных групп или идеологических систем,

1 См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. С. 447.

2 См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 164.

3 См. там же. С. 92.

4 Там же.

5 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1: Наука логики. С. 124

177

ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

которые служат закреплению каких бы то ни было форм неравенства, экс-

плуатации, антагонизма, то есть объективно противостоят интересам чело-

вечества как целого.

В сознательном устремлении к такому идеалу человек изживает многие пси-

хологические черты, унаследованные от прошлого, в том числе односторон-

ность и частичность в развитии способностей, утилитарно-по требительское

отношение к природе, к явлениям культуры, всегда грозящее перекинуться и

на область человеческих взаимоотношений. Избавление от этого тяжелого,

хотя и исторически обусловленного наследия требует целенаправленного

коммунистического воспитания и самовоспитания, иначе говоря, такого воз-

действия на дру-

гого (или на само-

го себя), которое

способствует ста-

новлениюунивер-

сальной лично-

сти. А отдельные

виды воспитания,

на которые при-

нято делить этот

процесс — идей-

ное, нравствен-

ное, трудовое и

прочее, — следует

понимать не как

части какого-то

комплекса (что

подразумевало

бы механическую

«модель» челове-

ческой личности), не как самостоятельные «ведом ства» в духовном мире че-

ловека, а как грани единого целого, отдельно друг от друга не суще ствующие.

Очевидно, например, что идейное воспитание неосуще ствимо в отрыве от

нрав ственного, патриотическое будет фикцией без трудового и т. д.

Идеал личности должен быть целиком представлен в каждой из этих гра-

ней; каждый вид воспитания берет на себя в конечном счете всю полноту

воспитательных задач и нравственной ответственности за человека, но ре-

шает их своим, особым путем. Это относится и к эстетическому воспита-

нию: оно также имеет дело со всеми основными проблемами становления

целостной, универсальной личности в их своеобразном преломлении.

Понятие эстетического воспитания, с одной стороны, прочно связано в

нашем сознании с искусством; с другой — предполагает что-то более ши-

рокое, не специальное, но всеобщее по своему значению. И в этом нет про-

тиворечия. За всяким фактом творчества в любом виде искусства, за всяким

ярким проявлением специального таланта живописца и музыканта, архи-

тектора и поэта, актера и ваятеля на самом деле лежит нечто гораздо более

общее, глубокое и первичное: особое отношение человека к жизни. Не к ис-

кусству, его ценностям, их созданию и восприятию, а к самой окружающей

действительности, еще не преобразованной художественным творчеством.

В сознательном устремлении

к идеалу человек изживает

многие психологические черты,

унаследованные от прошлого,

в том числе односторонность

и частичность в развитии спо-

собностей, утилитарно-потреби-

тельское отношение к природе,

к явлениям культуры, всегда гро-

зящее перекинуться и на область

человеческих взаимоотношений.

178

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

Подчеркиваю: речь идет не об идейно-художественном содержании от-

дельных произведений или целых направлений в искусстве, а о том отно-

шении человека к действительности, которое создает самую возможность

ее эстетического освоения. Оно может и не проявляться в специальной ху-

дожественной деятельности, составляя, тем не менее, духовное богатство

человека, им обладающего. Это особое отношение к жизни (будем назы-

вать его эстетическим отношением) потенциально свойственно каждо-

му; правда, в условиях общественного разделения труда оно развивается и

опредмечивается главным образом в сфере профессионального искусства.

Но в этом и состоит всеобщее значение труда художника — основного хра-

нителя «эстетического потенциала» человечества: его творчество способно

пробуждать аналогичные «сущностные силы» и в других людях; приобщение

к искусству может выступать для них как «распредмечивание» и «присвое-

ние» общечеловеческой способности эстетического отношения к жизни.

Как писал М. Пришвин: «Способность художника видеть мир означает бес-

конечное расширение обычной способности всех людей к родственному

вниманию (так писатель определял качество, очень близкое к тому, что мы

называем “эстетическим отношением”. — А. М.-П.). Пределы этому родствен-

ному вниманию бесконечно расширяются посредством искусства — этой

способности особо одаренных людей, художников видеть мир с лица»6.

Главная цель всеобщего эстетического воспитания — раскрытие способ-

ности эстетического отношения к действительности у всех людей. Незави-

симо от профессии, не в качестве момента специальной одаренности, а как

целостной характеристики гармонически развитой личности, как грани

истинно человеческого отношения к миру и к самому себе.

В чем же психологическое содержание такого отношения? В чем его ду-

ховно-нравственная ценность, позволяющая назвать его целью всеобщего

эстетического воспитания? Ответа тут не получить путем чисто рациональ-

ного анализа — предмет исследования слишком необычен: для должного

понимания его сути требуется соб ственный опыт, аналогичный тому, кото-

рый мы стремимся по стичь. Обратимся поэтому к высказываниям людей,

в полной мере обладающих этим опытом, — выдающихся мастеров искус-

ства, стремившихся осознать условия зарождения художественных замыс-

лов, дойти до первоистоков собственного творчества.

Изучая теоретическое наследие художников разных эпох и народов, ра-

ботавших в разных видах искусства, мы обнаруживаем некий инвариант

эстетического отношения к жизни — то неизменное и всеобщее, что вы-

ступает в исторически изменчивых, особенных формах художественного

творчества. Что как бы конституирует самую область эстетического освое-

ния мира человеком.

Первое, чем неизменно характеризуется эстетическое отношение,—

непосредственное переживание субъектом единства с окружающей

действительностью: внешний мир не противостоит ему в своей отчуж-

денной объективности, но открывается как мир человека, родственный и

понятный ему. И лишь при этом условии оказывается возможным истин-

ное творчество.

6 Пришвин М. Записи о творчестве // Контекст. 1974: Литературно-теоретические исследования.

М., 1975. С. 352

179

ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Многие крупнейшие поэты, художники, музыканты разных времен и на-

родов в почти совпадающих выражениях формулируют одну и ту же мысль:

если я и мой предмет, или внешний мир в целом, суще ствуем раздельно, ис-

кусства не получится. Поэтому приобретение неотчужденного отношения

к действительности рассматривается как главное условие эстетического

развития человека.

Но изменение отношения к внешнему миру — это всегда и новое отноше-

ние к самому себе, новый уровень самосознания. Перерастая отчужденное

отношение к окружающему как к извне ограничивающему «не-я», человек

открывает, что не знал прежде и себя самого: он преодолевает самоотчуж-

дение, восстанавливает свою целост ность, присваивает свою истинную,

универсальную человеческую сущность: «Всё во мне и я во всем» (Тютчев).

И в этом громадное значение эстетического отношения для становления

личности, независимо от того, находит ли оно выражение в художествен-

ном творчестве.

Интересное подтверждение этому мы встречаем, в частности, у М. Горь-

кого. Он описывает глубокое и осознанное чувство единства с природой,

«со всем живым вокруг», пережитое в детстве, когда оно не могло, конечно,

найти выхода в создании художественных произведений. Зато именно то-

гда, ощутив себя неотъемлемой частицей жизни природы и человечества,

будущий писатель приобрел уверенность в своих силах, не сломленную на-

ступившими вскоре годами тяжелейших жизненных испытаний7.

Неотчужденное отношение к миру в целом играет разными гранями как

особое отношение к другим людям, к природе, к ценностям культуры, к ис-

торическому прошлому.

И во всех случаях предмет эстетического отношения выступает, с одной

стороны, как соприродный человеку, готовый раскрыться, «свой»; с дру-

гой — как обладающий собственным, уникальным и самоценным существо-

ванием (эстетическое отношение не утилитарно, даже антиутилитарно).

Так, эстетически развитый человек воспринимает другого не «частично»

(например, как носителя какой-нибудь полезной функции), не предвзято

(под углом зрения своих пристрастий и предубеждений), а прежде всего

как целостного субъекта, подобного и равного ему самому, одновременно и

отличного от него и родственного ему — в точном смысле слова как «другое

я». И это создает глубину сочувствия и понимания (не обязательно — согла-

сия!) при сохранении индивидуальности каждого из вступающих в обще-

ние, создает способность ставить себя на место другого, чувствовать боль

другого как свою. Помогает вырабатывать доминанту на другом, которую

выдающийся русский ученый А. А. Ухтомский считал необходимым услови-

ем истинно человеческого общения8.

Приведем лишь один из многочисленных примеров: «Слушая этих лю-

дей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине, я сам

шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности — все передава-

лось моей душе, или, вернее, я проникал душою в их душу»9.

7 См. Горький М. Собрание сочинений: в 18 т. М., 1962. Т. 9. С. 142.

8 См. Ухтомский А. А. Письма // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сб. X. М.,

1973. С. 384.

9 Бальзак О. Собрание сочинений: в 15 т. М., 1953. Т. 7. С. 341.

180

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

Нужно ли доказывать, что способность так относиться к другому чело-

веку необходима не только для создания его образа в искусстве? Ведь ею

определяется и творчество человеческих отношений, высшая культура

общения, создается эмоциональная атмосфера всей повседневной жизни.

И эта способность может раскрыться у каждого в результате полноценно-

го эстетического воспитания, то есть развития эстетического отношения

к миру.

Такое отношение, например, к природе связано с преодолением отчуж-

денно утилитарного подхода к ней (только как к объекту рационального

познания, использования и т. д.). Открывая в ней некоторое родственное

себе содержание, человек открывает и «природное» в себе самом. В эстети-

ческом переживании природа «очеловечивается», приобретает в творче-

ском сознании человечески-образное содержание, а представление о чело-

веке расширяется до масштабов природы. И метафорический язык, которым

постоянно пользуются поэты, говоря о ней, — не «поэтическая фикция»,

не условный способ выражения, которому ничто в реальной действитель-

ности не соответствует, но необходимый для них способ объективировать

свою реально переживаемую сопричастность природе, выражать самого

себя как «рефлексирующую природу».

Осознать себя как природное, хотя и вышедшее из природы существо

необходимо каждому — не только поэту или пейзажисту. Как верно писал

известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, «человек, отчужденный от

природы, от жизни Вселенной, от игры ее стихийных сил, не способный

соотнести себя с ними... — это маленький человек»10.

Есть еще один жизненно важный аспект эстетического отношения

к природе: оно делает для человека невозможным односторонне-потреби-

тельский подход и побуждает строить общение с нею, исходя из взаимных

«интересов», а порой и исключительно из самоценности ее бытия. Поэтому,

на мой взгляд, всеобщее эстетическое воспитание действеннее многих спе-

циальных, частных мер послужит делу сохранности биосферы.

Можно заметить, что, говоря об эстетическом отношении, постоянно

приходится возвращаться к одной из его характеристик: к его неутилитар-

ности. Но именно это бескорыстие и делает его развитие средством безгра-

ничного обогащения человека — духовного обогащения.

Напомним известные мысли Маркса: «Частная собственность сделала

нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является

нашим лишь тогда, ...когда мы его потребляем... На место всех физических

и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство

обладания»11.

В социалистическом обществе все последствия этого самоотчуждения

человеческой сущности должны быть побеждены. И эстетическое воспита-

ние может сыграть в этом существенную роль — именно потому, что эстети-

ческое отношение к предмету и к миру в целом несет осознанное пережи-

вание его самоценности (не как объекта обладания и использования), а это

раскрывает в человеке — или возвращает ему — универсальное богатство

его чувств. Поясним это примером.

10 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 374.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 120.

181

ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

«...Торговец минералами, — писал Маркс, — видит только меркантильную

стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет

минералогического чувства»12.

Такой торговец беден как человек, его богатство носит отчужденную,

вещную форму. А эстетическое отношение к этому минералу, бескорыст-

ное, родственное внимание именно к его красоте и своеобразной природе

обогащает человека соответствующим чувством как духовным богатством,

независимым от внешнего обладания данным предметом.

Так человек с развитым эстетическим отношением делает весь мир сво-

им, или, что то же самое, приобретает универсальное и неотчуждаемое бо-

гатство чувств, эквивалентное всему многообразию внешнего мира.

Приведенный пример, по-видимому, облегчает понимание еще одной

существенной черты эстетического отношения: особой восприимчивости

к чувственной стороне действительности, к ее «форме».

Возможно, с нее надо было начать,— ведь именно она сообщает «эсте-

тическую специфику» тому неотчужденному отношению к окружающему,

о котором говорилось до сих пор. Даже самый термин «эстетическое» озна-

чает: связанное с чувственным восприятием.

Эстетическое отношение к действительности рождает обновленное и

утонченное непосредственное восприятие жизни. Дело тут не в простом

обострении органов чувств, не в уточнении «информации», которую они

дают. Дело в особой культуре восприятия, когда неповторимый облик пред-

мета, человека, явления природы, события предстает как прямое выявление

характера, внутреннего состояния, судьбы. Когда он рождает в душе челове-

ка столь же неповторимый эмоциональный отклик и ассоциативные ряды.

Когда внешний образ предмета выступает как «прозрачный» носитель не-

отделимого от него внутреннего содержания, родственного воспринимаю-

щему человеку. Следующий пример до конца пояснит эту мысль.

«Моя наблюдательность, — писал О. Бальзак, — приобрела остроту ин-

стинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу — вер-

нее сказать, она так схватывала внешность человека, что тотчас проника-

ла и в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого

была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя

самого...»13.

Именно «прозрачность» внешнего образа для внутреннего, духовного со-

держания мы и переживаем как «красоту», «прекрасное» в искусстве и в эс-

тетическом восприятии действительности, и в этом существенное отличие

от житейских представлений о «красивом». Это замечательно выражено в

стихотворении Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», оканчивающемся из-

вестными строками:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Таким образом, эстетическое воспитание раскрывается как путь к обре-

тению человеком универсального самосознания и неограниченной отзыв-

12 Там же. С. 122.

13 Бальзак О. Собрание сочинений. Т. 7. С. 340.

182

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

чивости на все явления жизни, способности воспринимать окружающий

мир неотчужденно, как «свой», со всей радостью, болью и чувством личной

ответственности, которые несет с собой такое мироощущение. Но, естест-

венно, это вовсе не значит, что решать подобные задачи может именно эсте-

тическое воспитание, и только оно. Наоборот, любой вид воспитания (если

это действительно воспитание) должен по-своему их решать. Потому что,

как уже отмечалось, всякий вид воспитания личности — это не отдельный

участок учебно-воспитательной работы, а особая грань органического це-

лого — грань, через которую непременно просматриваются все другие важ-

ные аспекты воспитания.

Мы видели, например, что в эстетическом отношении к человеку проявля-

ется и нравственное начало; развитие эстетического отношения к природе

есть в то же время и экологическое воспитание, а эстетическое отношение

к миру в целом формирует общественные идеалы и гражданскую позицию

человека, формирует личность, ориентированную на коммунистический

идеал всечеловеческой общности. Ведь коммунизм и означает «общность»,

а одно из его определений — «осуществленный натурализм человека и осу-

ществленный гуманизм природы»14. Такие цели может и должно ставить пе-

ред собой эстетическое воспитание в нашем обществе. Конечно, полнота их

достижения — дело завтрашнего дня; но это не астрономическое «завтра»,

которое придет само собою: чтобы его приблизить, нужны сознательные,

целеустремленные усилия, чем, в частности, и вызвана необходимость ре-

формы школы.

Оценивая с этой точки зрения сегодняшнее положение вещей, мы об-

наружим в нашей работе по эстетическому воспитанию немало упуще-

ний и противоречий. Хотя мы и рассматриваем его в контексте общей

задачи коммунистического воспитания (становление гармонической

личности как самоцель общественного развития), в том, как конкрети-

зируются его задачи в педагогической теории и практике, еще заметны

следы понимания человека как «частичного» существа. И в результате

эстетическое воспитание оказывается чем-то частным, представляется

лишь дополнением духовного мира человека более или менее полез-

ными качествами: навыками общения с искусством, способностью по-

лучать удовольствие от художественных впечатлений, «ценить красоту»

в окружающей жизни и так далее, а не воспитанием целостной личности

(и, следовательно, формированием любых ее качеств, всей системы от-

ношений с миром).

Поэтому не стоит удивляться, что при всей популярности и даже неко-

торой моде на проблему эстетического воспитания ее реальный статус

в школьной педагогике, в научных исследованиях и в широком обществен-

ном мнении не так уж высок.

Едва ли кто-нибудь со всей искренностью поставит нужды эстетическо-

го воспитания вровень с любой жизненно важной проблемой нашего вре-

мени. Чаще мы встретимся с отношением к нему благожелательно-снис-

ходительным, как к предмету роскоши, который приятно иметь, когда вы

обеспечены всем житейски необходимым, но без которого, в общем, можно

и обойтись.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 118.

183

ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Неудивительно и то, что в практике школы предметы изобразительное

искусство и музыка остаются второстепенными, а литература преподается

«не как искусство», и само причисление ее к «эстетическому циклу» способ-

но вызвать недоумение и даже протест у некоторых специалистов.

Мы как-то свыклись с тем, что общеобразовательная школа проблему эс-

тетического воспитания не решает, что это забота семьи и внешкольных

учреждений (которые, впрочем, в большинстве случаев тоже не решают ее).

И это имеет самые серьезные последствия, ибо таким образом программи-

руется массовая эстетическая невоспитанность достаточно образованных

людей, которые в дальнейшей жизни легко обходятся без общения с боль-

шим искусством и страдают отсутствием иммунитета к воздействию различ-

ных форм псевдоискусства и антиискусства, а значит — к тому мироощу-

щению, которое стоит за ними. В проекте школьной реформы справедливо

говорится о необходимости «поставить надежный заслон проникновению

в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной

продукции». Разумеется, речь должна идти в первую очередь не о системе

ограничений и запретов — такой внешний заслон ненадежен и даже спосо-

бен вызывать последствия, противоположные ожидаемым. Заслон должен

органично вырасти внутри человека, в результате формирования его эсте-

тического сознания.

Более шести десятилетий назад, беседуя с Кларой Цеткин, Ленин гово-

рил, что для народа необходим «хлеб» и допустимы в какой-то мере «зре-

лища» как развлечение, но тут же провел четкую грань между развлечением

и Искусством: «...наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего,

чем зрелищ. Они получили право на настоящее, великое искусство. Потому

мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и

воспитание»15.

В первые годы Советской власти необходимо было обеспечить широчай-

шим трудящимся массам возможность хотя бы подступиться к истинным

ценностям художественной культуры — открыть этим массам самое ее су-

ществование, научить читать, приобщить к достижениям театрального ис-

кусства, сделать доступной для них музыкальную и изобразительную клас-

сику. Необходимо, но, оказывается, недостаточно.

Сегодня право каждого на «настоящее, великое искусство» надежно обес-

печено. В этом — огромное достижение нашего общества, однако проблема

всеобщего эстетического воспитания тем самым еще не исчерпывается.

Вопрос ведь в том, как мы пользуемся полученным правом. Много ли

тех, кто общается с великим искусством постоянно, систематически, всерь-

ез, для кого оно стало насущной потребностью и, главное, повседневным

средством духовного самовоспитания?

Не будем тешить себя иллюзиями — при нынешнем образовательном

уровне советских людей, широкой пропаганде искусства, отсутствии те-

орий его недоступности «обыкновенному» человеку нам придется при-

знать: таких людей пока недопустимо мало. Поставим вопрос иначе: мно-

го ли тех, кто пропустит хотя бы один тайм рядового футбольного матча

ради передачи о творчестве Микеланджело, кто искренне предпочтет «Фау-

ста» плоскому детективу, Глинку — посредственной эстрадной программе?

15 В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1979. С. 660.

184

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

«Настоящее, великое искусство» — развлекательному, а порой вульгарному

«зрелищу»? А ведь мы говорим о людях, окончивших десятилетки и вузы, —

для них открыт внешний доступ ко всем сокровищам мировой культуры, но

они еще не обрели ключа к его глубинному содержанию, не прикоснулись

к драгоценному опыту эстетического отношения человека к миру. И поэто-

му не имеют оснований верить своим воспитателям, что, игнорируя Глинку

и Микеланджело, они обкрадывают себя в каком-то «очень важном» отно-

шении.

В чем в большинстве случаев заключалось их знакомство с искусством

в школьные годы? Отчасти в том, что приходилось осваивать некоторые

технические навыки, приемы и правила, безразличные к какому бы то ни

было духовному содержанию. Отчасти в том, что произведение искусства

использовалось как средство их прямолинейного «воспитывания», навязы-

вания готовых оценок.

Когда человек приобретает — в своем творчестве и в общении с искус-

ством других — опыт эстетического отношения к миру, а с ним — и новое

представление о самом себе, то для него открывается путь пожизненного,

трудного, но желанного самовоспитания. А назойливое и формальное вос-

питание извне не только не достигает цели, но вызывает у ребенка подспуд-

ную отрицательную установку и к самому искусству, служившему для этого

средством. И когда этот ребенок получает свободу выбора, он принимает

то искусство, которое не «воспитывает», не требует от него никаких усилий

роста, а, наоборот, ублажает, развлекает, обслуживает его, оставляя (в луч-

шем случае) таким, каким он пришел. А дверь настоящего эстетического

воспитания оказывается закрытой плотно и надолго. Может быть, на всю

жизнь.

Случается, конечно, что человек и в зрелые годы отыщет и откроет эту

дверь. Но в общегосударственном масштабе проблему может решить только

эстетическое воспитание в массовой школе.

Ведь через школу — и только через школу — проходят все, и осуществить

полноценное эстетическое воспитание в школе — значит впервые в истории

создать эстетически воспитанный народ и обеспечить благоприятные ус-

ловия для всестороннего воспитания всех последующих поколений совет-

ских людей. Скажем со всей определенностью: нет другой области обучения

и воспитания, где наблюдалось бы такое расточение духовных богатств, та-

кое несоответствие грандиозных возможностей и скудных, част ных резуль-

татов, как в эстетическом воспитании средствами искусства и художествен-

ного творчества! Необходимость реформы здесь назрела давно — именно

реформы, а не текущего ремонта, не замены отдельных устаревших деталей.

Сказанное не предполагает, конечно, ни поспешно сти, ни неуважительно-

го отметания позитивного опыта, но изменение создавшегося положения

должно быть коренным. Оно должно начинаться с переосмысления глав-

ной цели эстетического воспитания и заканчиваться перестройкой кон-

кретных методов повседневной работы с детьми.

Подчеркнем: общение с искусством, даже с лучшими его образцами, в деле

всеобщего эстетического воспитания — вовсе не самоцель. Но истинное

искусство — концентрат эстетического опыта человечества, и потому оно

служит незаменимым средством, или, лучше сказать, той дверью, через ко-

торую надо пройти каждому, чтобы обрести способность эстетического от-

185

ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ношения к окружающей действительности. В этом главный смысл всеобще-

го эстетического воспитания. Такую задачу призвана решать школа,— а это

потребует разработки системы заданий, прямо направленных на развитие

эстетического отношения и составляющих стержень учебного процесса,

а также новых (не «авторитарных») форм общения учителя с учениками.

Потребуется также ряд существенных изменений в сознании воспитате-

ля и в организации всего учебного процесса. Охарактеризуем кратко наи-

более важные из них.

Первое. Должен измениться не просто «статус», но, условно говоря, «са-

мосознание» предметов эстетического цикла. Не нужно больше доказывать

их необходимость ссылками на ту частичную, прикладную пользу, которую

они приносят при освоении других предметов, областей познания или де-

ятельности. Ценность и достоинство эстетических дисциплин не нуждается

во внешних подпорках. В условиях современного школьного образования эс-

тетический цикл — важнейшая область воспитания гармонической лич-

ности человека нового общества. А это сегодня — наша главная задача.

Второе. Так же радикально надо изменить и отношение к ребенку. Пора

отказаться от заниженных представлений о его возможностях — представ-

лений, порождающих примитивность и неадекватность искусству тех задач

и критериев, которые преобладают сегодня в учебном процессе. В таких ус-

ловиях способности детей не только не получают развития,— иногда они

даже деградируют под воздействием обучения, которое вместо того, чтобы

вести ребенка вперед, ориентируясь на «зону ближайшего развития», отста-

ет от его возможностей, накопленных в дошкольные годы и проявлявшихся

в творческих играх.

Есть основания утверждать, что с детьми шести-семи лет (может быть,

и раньше) можно начинать серьезную и плодотворную работу по эстети-

ческому воспитанию. И не только можно, но и нужно, так как многие важ-

ные аспекты этой работы с годами по ряду причин протекают все труднее.

Стремиться надо отнюдь не к примитивизации задач, а к нахождению про-

стого, понятного языка и методических приемов, открывающих ребенку

неискаженную суть эстетического переживания и художественного твор-

чества.

Третье. Эстетическое отношение к жизни — единая основа всех ис-

кусств. Поэтому важно преодолеть сепаратизм в понимании задач и мето-

дов отдельных предметов эстетического цикла, не заслонять спецификой

отдельных видов искусства общее для них содержание (а сейчас чаще все-

го именно так и происходит, и ребенку нелегко обнаружить нечто общее в

изображении чучела птицы, обсуждении хороших и плохих качеств Онеги-

на и в запоминании условных знаков нотной записи).

В настоящее время создатели передовых программ по отдельным ви-

дам искусства исходят не из их технических особенностей, а из глубин-

ного содержания. И в силу этого размыкают круг узкоспециальных задач,

способствуя общеэстетическому и нравственному развитию, воспитанию

школьника. Примером могут служить получившие признание программы,

разработкой которых руководят выдающиеся деятели искусства компози-

тор Д. Б. Кабалевский и художник Б. М. Неменский.

Следующий шаг должен заключаться в том, что именно эстетическое вос-

питание станет центральной задачей обучения предметам данного цикла,

186

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

а приобщение детей к конкретным видам искусства — средством для ее ре-

шения. Поэтому наряду с усовершенствованием и внедрением новаторских

программ по отдельным видам искусства пора начать разработку целост-

ной программы эстетического воспитания, общие принципы которой

по-разному преломлялись бы в преподавании различных видов искусства.

Одна из первых попыток в этом направлении предпринимается сейчас

группой сотрудников Научно-исследовательского института общей и педа-

гогической психологии Академии педагогических наук СССР на материале

преподавания литературы, и те результаты, которые уже получены, позволя-

ют по-новому оценить творческие и читательские возможности младших

школьников, делают очевидным органическое единство эстетического и

нравственного воспитания!

Четвертое. Одним из принципов, общих для преподавания всех видов

искусства, должно стать ведущее значение полноценных творческих зада-

ний и подчиненное — технических знаний и навыков. Ведь приобщение

к искусству — это путь воспитания неотчужденного отношения ко всему

в жизни. И особенно недопустимо, чтобы само искусство входило в жизнь

ребенка как один из отчужденных видов деятельности, как совокупность

приемов, правил и готовых оценок безотносительно к его замыслам, пере-

живаниям, жизненному опыту, к нему самому как уникальному человече-

скому существу.

С первых шагов обучения ведущим моментом должно быть стремление

ребенка выразить увлекающее его самого содержание: замысел, пережива-

ние, оценку действительности. По мере усложнения этого содержания бу-

дет обнаруживаться нехватка средств для его выражения. Вот тогда педагог

и должен снабдить ученика теми знаниями и умениями, которые ему нужны

для решения реально стоящей перед ним и увлекающей его творческой за-

дачи. Ни на каком этапе обучения цели творчества не должны подменяться

средствами.

Пятое. Чтобы общение с произведениями искусства могло воспитывать

личность ребенка, они не должны восприниматься отчужденно от лич-

ности создавшего их автора. Получив в практической деятельности опыт

художественного воплощения собственных замыслов, ребенок сумеет вос-

принять и произведение искусства как воплощение мысли и чувства друго-

го человека.

Развивая у школьника способность вступать в «диалог» с автором,

понимать его оценку действительности, сопоставлять ее со своей соб-

ственной, соглашаться или спорить с ней, мы воспитаем человека, для

которого искусство — не пассивное отражение фактов и событий жиз-

ни (хотя бы и самых значительных), а сила, активно и целенаправлен-

но формирующая мировоззрение, мироощущение людей, их идеалы, то

есть изменяющая саму действительность и несущая за это ответствен-

ность.

Шестое. Произведения искусства нельзя использовать как дидакти-

ческие пособия для навязывания готовых оценок людей и событий, изоб-

раженных в произведении. Упрощая вопрос о воспитании гражданских и

нравственных качеств средствами искусства, мы получаем результаты, да-

лекие от желаемых. По удачному выражению известного советского фило-

софа, влияние великих произведений может быть косвенным, оно «подни-

187

ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

мает общий духовный уровень общественного субъекта и тем способствует

его борьбе»16.

Большое искусство — это концентрат эстетического отношения челове-

ка к миру. Его воспитательный потенциал состоит прежде всего в том, что

оно может у каждого пробуждать такое отношение и тем самым воспиты-

вать человека, для которого нет «чужих» надежд и страданий, который уме-

ет бескорыстно ценить жизнь и непосредственно переживать свою личную

сопричастность и ответственность за всех и за все, встреченное в жизни, —

от людей, предметов, событий своего ближайшего окружения, от поручен-

ного ему общественно значимого труда до судеб своего народа, человече-

ства, природы и космоса.

И тем самым осуществлять на деле коммунистическое воспитание, фор-

мируя тот передовой отряд человечества, который берет на себя реализа-

цию, охрану и защиту общечеловеческих интересов.

Очевидно, что для решения этих задач в процессе преобразования шко-

лы недостаточно организационных мер, даже таких несомненно важных,

как привлечение к преподаванию специалистов, расширение сети кружков

художественной самодеятельности, и других. И увеличение учебных часов

для предметов эстетического цикла не решило бы всех проблем: мы ведь

знаем, что предмет литература, например, за редкими исключениями дает

для истинного эстетического развития детей немногим больше, чем уроки

по программе изобразительное искусство, хотя последнему школа уделяет

несравнимо меньше времени и внимания. С другой стороны, занятия по не-

которым новым программам, упоминавшимся выше, так интенсифицируют

учебный процесс, что в пределах тех же учебных часов решаются гораздо

более сложные задачи.

Действенная реформа требует прежде всего глубинных изменений

в самом учебном процессе: новые задачи не решить старыми средства-

ми. Это, кстати, уместно отнести и к другим задачам, указанным в проекте

ЦК КПСС, — таким, как выработка самостоятельности мышления, воспита-

ние потребности в труде, нравственное воспитание и др.

Во всех случаях для реального достижения поставленных проектом

высоких целей необходима напряженная научно-педагогическая работа,

направленная на перестройку способов мышления и общения педагога и

ученика, самой эмоциональной атмосферы урока, представлений о ста-

новлении личности ребенка, об условиях творческого освоения материала

и т. д.

По всем этим соображениям считаю нужным расширить пункт 15-й про-

екта. Прежде всего — не ограничиваясь перечислением отдельных по-

лезных сторон эстетического воспитания, подчеркнуть: «Эстетическое

воспитание — мощное средство формирования целостной личности, ду-

ховно-нравственных ценностей человека, всей системы его отношений

к действительности — к Родине, к другим людям, к природе, к своему тру-

ду, к событиям общественной жизни. Поэтому осуществление всеобщего

эстетического воспитания является неотложной общенародной пробле-

мой, и главную роль в ее решении призвана сыграть общеобразовательная

школа».

16 Лифшиц Мих. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972. С. 366.

188

АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ

На мой взгляд, целесообразно дополнить текст документа и такими по-

ложениями:

— в условиях большей политехнизации школы действенность предме-

тов эстетического цикла приобретает особое значение: преподавание их

должно внести равновесие «рационального» и «эмоционального» моментов

в процесс обучения, активно способствовать гармоничному развитию

личности;

— оказывать поддержку исследовательским коллективам, отдельным

ученым, передовым учителям в разработке и широком внедрении в прак-

тику школы новых принципов обучения и экспериментальных программ,

приводящих к развитию у детей эстетического отношения к жизни и

творческих способностей;

— преподавание предметов эстетического цикла должно охватывать

весь период школьного обучения. (А не обрываться именно в том возрасте,

когда начинается наиболее интенсивное и сознательное становление лич-

ности ученика);

— взять курс на выработку в ближайшее время единых принципов пре-

подавания всех предметов эстетического цикла. Искать пути установле-

ния органичных межпредметных связей. (Так, школьный предмет изобра-

зительное искусство в одном из своих аспектов — как «художественный

труд» — смыкается с задачами трудовой подготовки и будет способствовать

творческому овладению огромным диапазоном современных профессий,

эффективности и культуре труда);

— для координации работы в области эстетического воспитания создать

научно-практический центр, главными задачами которого станут: а) разра-

ботка общих психолого-педагогических принципов эстетического воспи-

тания и программ их реализации в ходе обучения разным видам искусства;

6) проверка этих программ в экспериментальных условиях с последующим

внедрением положительных результатов в практику массовой школы; в) ин-

тенсивная переподготовка учителей и разработка программ эстетического

воспитания средствами искусства для студентов соответствующих факуль-

тетов педвузов.

При таких условиях реформа школы в области эстетического воспита-

ния позволит эффективно использовать неисчерпаемый воспитательный

потенциал искусства в деле формирования человека нового общества.

комментарии - 10
Brettfug 4 июня 2017 г. 2:07:42

wh0cd4643890 [url=http://indocin.us.com/]indocin[/url]

ThomasProom 2 апреля 2018 г. 0:32:43

заказать продвижение сайта ростов логин в скайпе SEO PRO1

Dwightgot 2 апреля 2018 г. 12:39:44

заказать продвижение сайта в самаре логин в скайпе SEO PRO1

r-z-r_BOING 5 мая 2018 г. 12:59:27

Приветствуем Вас, предлагаем Вам профессиональное продвижение Вашего сайта, подробнее о нас http://r-z-r.ru/rackrutka_cayta.html

taxi-vovrema.info 10 мая 2018 г. 15:22:14

такси в некрасовке в москве

http://taxi-vovrema.info/page/taksi-v-nekrasovke-v-moskve/
.

mebel_Wet 11 мая 2018 г. 5:54:25

Маленькая кухня дизайн Электрогорск

http://kuhninazakaz.info/page/malenkaya-kuhnya-dizajn-elektrogorsk/
.

CaseyKappy 12 мая 2018 г. 13:33:43

Нужна помощь автоюриста

http://avtouris.info/page/nujna-pomosch-avtoyurista/
.

gepatitu-c.net 13 мая 2018 г. 1:01:37

Где купить софосбувир и даклатасвир в красноярске


http://gepatitu-c.net/page/gde-kupit-sofosbuvir-i-daklatasvir-v-krasnoyarske/

.

abba-trans.com 24 мая 2018 г. 5:19:22

Автобус в аренду без водителя москва

http://abba-trans.com/page/avtobus-v-arendu-bez-voditelya-moskva/
.

Chaweb-model.info 2 июля 2018 г. 13:20:29

девушки на работе в коротких

http://web-model.info/page/devushki-na-rabote-v-korotkih/

Мой комментарий
captcha