Подписка на Общую и Специальную теорию глобализации - двухтомник М.Г.Делягина "Конец эпохи: осторожно, двери открываются!"    0   746  | Официальные извинения    2   5493  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    90   11899 

Наши авторы

ЛЕВЯШ Илья

ЛЕВЯШ Илья Яковлевич — профессор, главный научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, доктор философских наук.

статьи автора

Политический исламизм и террор в контексте «нового/темного средневековья»

 16  4328

В статье радикальный исламизм рассматривается в контексте особенностей современного этапа мирового развития. Постижение проблемы не сводится к цепи катастрофических событий нашего времени и объясняется как глубинный процесс преобразования взаимоотношений основных субъектов силы и влияния. Методология анализа определяется путем исследования специфики современности как противоречивого и динамичного взаимодействия трех основных процессов: культуры, цивилизации и варваризации. Современность — это примат «вторичной варваризации», не нового, а «темного средневековья» во всех сферах общественной, групповой и личной жизни.

Political Islamizm and terror in a context of “the new/dark Middle Ages”

The article deals with the phenomenon of the radical Islamism, which is considered in a context of the present stage features of world development. The author explains, that the problem comprehension is not reduced to a chain of catastrophic events of our time and speaks as deep process of transformation of mutual relations of the basic subjects of force and influence. The analysis methodology is defined by research of specificity of the present as inconsistent and dynamical interaction of three basic processes — culture development, civilization and barbarization.

Война и Голгофа гуманизма

 14  7119

Блеск и нищета демократии

 17  9446

Сущность демократии: феномен «множественной личности»

Ну что ты вынесла на рынок?
Ведь это заваль, старина!
Нет у тебя, кума, новинок?
Теперь иные времена.
И. В. Гете. Фауст.
Демократия, монархия — это сейчас получило другой смысл. Кто верит этим формам жизни как формам? Важно содержание.
В. И. Вернадский. Открытия и судьбы.

Вынесенное в эпиграф суждение крупнейшего российского мыслите­ля — одно из первых значимых свиде­тельств «разочарования в прогрессе» демократии в начале ХХ столетия. Од­нако завершилось оно эйфорией «тре­тьей волны» демократизации. Правда, и по этому поводу Р. Дарендорф за­метил: «Сколько было суеты, сколько шума, но ни одной новой идеи». Во­преки апологии демократии, нараста­ет и волна ее критики. Ее характерная особенность — «определенность не­определенности» в идентификации смыслообразующего ядра демократи­ческого дискурса. М. Доган отмечает, что термин «эрозия» означает нечто среднее между «утратой иллюзий», «ра­зочарованием», «нездоровьем» и «кризи­сом», «делегитимацией», «патологией». В итоге понятие демократии стало «аналитически бесполезным».

Такой приговор не кажется бес­спорным: полисемантическая пере­груженность концепта «демократия» скорее взыскует не «зряшного» отри­цания этого феномена, а постижения его смысла. Демократия — изобрете­ние, ставшее архетипом политиче­ского разума. У спора о ее «блеске и нищете», достоинствах и ущербно­сти — более чем двухтысячелетняя ис­тория. Замысел этой статьи заключает­ся в том, чтобы в форме «экспертного опроса», апелляции к классикам по­литической философии и современ­ным «властителям дум» воспроизвести сущность, смыслообразующие цели и пределы демократического процесса.

Полностью статью читайте в новом номере журнала "Свободная Мысль"